Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Дела церковные...

Опубликовано 02.08.2017

Подборка статей по ситуации в треугольнике РПЦ - РПСЦ - Кремль и наше послесловие.

Кремль отвернулся от РПЦ. Церкви грозит политический раскол

Отношения между Администрацией президента и РПЦ (Русской православной церковью) серьезно охладели, сообщает «ФедералПресс» источник, близкий к АП. В Кремле спускают на тормозах инициативы церкви, в том числе вопрос о передаче Исаакиевского собора. На этом фоне позиции патриарха Кирилла ослабевают, а влияние епископа Тихона на Путина усиливается. Тихон пролоббировал несколько крупных федеральных назначений, в то время как Кирилл собирает закрытые встречи с политологами для решения проблем с имиджем. Все это уже привело к конфликту внутри руководства РПЦ. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Похоже, что политика РПЦ (Русской Православной церкви) стала раздражать не только общественность, но и Администрацию президента. Информационный шум, связанный с делом Соколовского, передачей Исаакиевского собора, законом о защите чувств верующих в Кремле оценили негативно. Об этом «ФедералПресс» сообщает источник, близкий к Администрации президента. По его словам, АП всячески тормозит решение вопроса о статусе Исаакия.

«Они понимают, что церковь превратилась в фактор политической турбулентности. Она будоражит общественность, и если выполнять все просьбы, это будет способствовать углублению политического кризиса в России. Из прагматических соображений они пытаются затормозить передачу Исаакия церкви», – пояснил собеседник.

Накануне депутаты Петербургского Заксобрания проголосовали против референдума о передаче Исаакиевского собора РПЦ. Также напомним, что вопрос о статусе Исаакиевского собора поднимался в ходе прямой линии с президентом. Тогда Владимир Путин заявил, что собор был построен как храм, а не как музей.

Внешнеполитические враги

Примечательно, что 12 июня патриарх Кирилл проводил закрытую встречу с политологами и философами. Сообщается, что мероприятие имело консультативный характер. На встрече обсуждались угрозы, с которыми может столкнуться РПЦ в ближайшем будущем. Один из ее участников Олег Матвейчев заявил «ФедералПресс», что негативный фон от деятельности РПЦ преувеличен. Он считает, что в плане информационной политики церкви полезно было бы действовать более активно и наступательно. А нападки на РПЦ он связывает с действиями ее внешнеполитических врагов.

«Если и есть негатив вокруг церкви, а он будет всегда, то он инициируется врагами геополитическими, в том числе врагами межконфессиональными. Это и католики, и старообрядцы, и новоязычники, и исламисты, и иудаисты, и пролиберальная общественность. Чтобы повысить позитив вокруг церкви, здесь единственный путь – усиливать РПЦ свою информационную работу. Те отделы, которые занимаются внешними отношениями, могут приложить больше усилий в этом направлении, действовать активно и наступательно», – отметил Матвейчев.

Говоря о внешнеполитических врагах РПЦ, Олег Матвейчев упомянул старообрядцев. Ранее «ФедералПресс» писал о негласном конфликте между РПЦ и РПСЦ (Русская Православная старообрядческая церковь). В частности речь шла о борьбе за объекты недвижимости. Один из главных предметов имущественного спора между РПЦ и РПСЦ находится в Москве – церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Храм до революции принадлежал старообрядцам, однако в 90-ых он был выкуплен бизнесменом Константином Ахапкиным, который решил передать этот храм РПЦ. Статус храма до сих пор остается спорным.

Нельзя не вспомнить и о том, что президент России Владимир Путин дважды в этом году встречался с главой РПСЦ митрополитом Корнилием. Это первые за 350 лет встречи руководителя российского государства с главой старообрядческой общины. Путин пообещал помочь Корнилию с возвращением ряда объектов в пользу РПСЦ. О списке спорных зданий читайте в статье «РПЦ и старообрядцы борются за имущество. Список спорных зданий».

При этом эксперты отмечают, что старообрядческой церкви не грозит общественное осуждение за реституцию. Политолог Константин Калачёв заявил «ФедералПресс», что общество сегодня к РПСЦ относится хорошо, чего нельзя сказать об РПЦ.

«Те объекты, на которые претендует старообрядческая церковь, не являются настолько значимыми, как те, на которые претендует РПЦ. Процесс реституции здесь вряд ли приведет к протесту. Можно предположить, что отношение к старообрядцам у нас вполне положительное. В данном случае это вопрос церкви и государства. Именно активная роль РПЦ в культурной и политической жизни страны вызывает у некоторых граждан опасения по поводу клерикализации государства. А старообрядцы в этом смысле никому и ничем не угрожают», – заявил Калачёв.

Проблемы с имиджем

Многие российские эксперты действительно считают, что РПЦ испытывает серьезные проблемы с имиджем. Как отметил политтехнолог Дмитрий Фетисов, в этом есть вина самого патриарха. Скандалы вокруг церкви стали обыденностью. Отдельные священники всячески порочат церковь, что не может не сказаться на общественном мнении.

«Церковь достаточно часто падает в скандалы. Отдельные представители церкви порочат откровенно облик и имидж РПЦ. Большая ошибка со стороны патриарха в том плане, что ничего не делается для разрешения этой ситуации. Нет системы работы над имиджем. Мы получаем ситуацию, когда определенного священника в регионе ловят за вождение в нетрезвом виде. Это отбрасывает тень на всю церковь», – заявил в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» Фетисов.

Имидж РПЦ подпортили не только пьяные священники. Достаточно вспомнить и историю об исчезающих на фотографии часах патриарха, которые были видны в отражении стола. Скандал вокруг Pussy Riot, дело Руслана Соколовского, откровения протодиакона Андрея Кураева о гей-лобби в Казанской духовной семинарии также отбросили тень на облик РПЦ. Претензии церкви на ряд объектов недвижимости, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, провоцировали акции протеста.

О проблемах с имиджем говорят и внутри церкви. Известный священник Всеволод Чаплин заявлял о том, что церковь в последние годы переживает серьезный кризис. Отметим, что после открытой критики патриарха Кирилла Чаплин в 2015 году был отстранен от должности председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества. Он также осудил руководство РПЦ за связи с коррумпированными чиновниками в регионах.

«Нужно обличить безнравственность чиновников, и речь не только о коррупции. Сейчас за нее сажают губернаторов, а сколько времени церковные люди лизали этим сидельцам пятую точку? В каждом регионе прекрасно знают, какая обстановка около губернатора, поэтому нужно осуждать происходящее или по крайней мере дистанцироваться от нечестных деятелей. Церковь обосновывает контакт с ними тем, что нужно строить храмы, поддерживать практическую составляющую церковной жизни. Но лучше оставаться вообще без всякой стройки и без денег, чем терять авторитет, расточая дифирамбы вороватым чиновникам и обвешивая их церковными наградами», – заявлял Чаплин в 2016 году.

Смысл закрытой встречи патриарха с политологами, которая прошла 12 июня, как раз и заключался в поисках решения проблем с имиджем. Подобные мероприятия просто так не происходят. Тем более, что подобных встреч еще никогда не проводилось.

«Мы слышали, что патриарх встречался недавно с политологами. Да, совещание это было закрыто. Но, вероятно, речь шла именно об участии РПЦ в жизни страны, как института в избирательной кампании, либо об исправлении имиджа и противодействии той кампании, которую развернули против патриарха», – заявил Дмитрий Фетисов.

Кирилл против Тихона

Позиции патриарха Кирилла на самом деле находятся под ударом, кампания против него развернута. Источник из окружения АП подтвердил эту информацию «ФедералПресс». Более того, по его словам, в руководстве РПЦ существует негласный конфликт. Действующие лица: патриарх Кирилл и его викарий (заместитель), архиерей Тихон. Конфликт вызван тем, что Кирилл обеспокоен влиянием Тихона на президента Путина. Именно Тихон пролоббировал несколько крупных федеральных назначений, в том числе кандидатуру Ольги Васильевой на пост главы Минобрнауки и кандидатуру Анны Кузнецовой на пост детского омбудсмена.

«Епископ Тихон считается духовником Путина. Он пролоббировал назначение министра образования Васильевой и омбудсмена по правам ребенка Кузнецову. Существует латентный, но очень напряженный конфликт между Кириллом и Тихоном из-за влияния на президента. Эта ревность доведена до того, что патриарх звонит в Администрацию президента и спрашивает: «Почему президент встречался с Тихоном, а меня на встрече не было?». Хотя президент чувствителен к просьбам Кирилла, на все отвечает. Но Администрация президента тормозит», – сообщил собеседник «ФедералПресс».

В самой РПЦ факты наличия каких-либо конфликтов в руководстве церкви отрицают. Но это вполне естественно. Сор из избы выносить никто не хочет. Многие представители экспертного сообщества в свою очередь убеждены в том, что сейчас идет внутриэлитная борьба в церкви, в том числе и за кресло патриарха. Все участники этого конфликта пытаются наладить отношения и с президентом и с его администрацией.

«Да, внутри руководства РПЦ не все однозначно. Там тоже существует определенная борьба за должность патриарха непосредственно, за возможность контроля на теми ресурсами, которые есть у РПЦ. Эти лица тоже будут принимать участие в формировании будущей повестки. Точка в этом вопросе еще далеко не поставлена», – заявил политтехнолог Дмитрий Фетисов.

Региональная оппозиция

Угрозу трону патриарха представляет не только авторитет Тихона, но и церковная «оппозиция» в регионах и скандалы в субъектах РФ. Центрами такого протестного движения можно считать Казанскую и Екатеринбургскую епархии. Во главе первой в 2015 году Кирилл поставил владыку Феофана, который сразу же принялся за кадровые перестановки в местных храмах и монастырях. Всего лишь за год Феофан смог нажить себе врагов как внутри церкви, так и в миру. Священники заявляли о росте епархиальных налогов, о единоличном характере ведения политики РПЦ в Татарстане.

Миряне жаловались на демонстративно роскошный образ жизни Феофана. В 2016 году православная общественность Татарстана решила пойти на беспрецедентный шаг – выйти на митинг против Феофана. Однако историю удалось замять, несмотря на то, что местные власти акцию протеста согласовали. В итоге заявка на проведение митинга была просто отозвана. Авторы этой заявки до сих пор неизвестны, но жалобы в отношении Феофана рассматривались даже на заседании Синода РПЦ. Отметим, что 1993 по 1999 годы Феофан был заместителем председателя отдела внешних церковных связей РПЦ митрополита Кирилла.

Покемон или кот в мешке?

Еще одним недовольным политикой Московской митрополии регионом можно считать Свердловскую область. В Екатеринбургской епархии обстановка неспокойная. Именно в этом регионе разгорелся самый крупный за последнее время скандал, связанный с РПЦ – дело Руслана Соколовского.

Ловец покемонов мог стать котом в мешке, которого подбросили Кириллу высшие священники Екатеринбургской епархии. Такое мнение выразил бывший депутат заксобрания Свердловской области Нафик Фамиев. Он заявил, что дело Соколовского – это результат конфликта ряда деятелей местной епархии с московским митрополитом.

«Здесь окопалась реакционная часть РПЦ и ее идеологи. Задача – не допустить приезда Кирилла Московского в июле 2018 года в Екатеринбург на 100-летие убийства семьи Романовых. Дело Соколовского лишь повод сделать Кирилла невъездным», – заявил экс-депутат.

Отметим, что серьезное влияние на Екатеринбургскую епархию оказывает ее бывший глава владыка Викентий. С 1999 по 2011 годы он был там Архиепископом. К удивлению многих священников в 2011 году его в буквальном смысле отправили за пределы России. Указом патриарха Кирилла Викентия назначили митрополитом Ташкентским и Узбекистанским. Стоит отметить, что сразу после назначения в отношении Викентия началась травля. Прихожане местных храмов начали обвинять его в нарушении канонов православия, крещении за деньги, грубом отношении к женщинам, хамству, косноязычии. Письмо с соответствующими жалобами отправили патриарху Кириллу в 2016 году.

Вряд ли можно говорить о том, что руководители страны станут в открытую критиковать РПЦ, а в самой церкви когда-нибудь публично признают наличие внутренних конфликтов. Но общественность осуждает церковь и ее аппетиты в открытую. В этих условиях на патриарха Кирилла оказывают давление и «снизу» и «сверху». Помогут ли ему советы политологов выбраться из очень непростой ситуации, пока неизвестно. Врагов, судя по всему, у патриарха немало.

Источник

 

Протокольное мероприятие или нечто большее?

Вчера состоялась встреча Президента России Владимира Путина с митрополитом Московским и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Корнилием (Титовым). Это событие оказалось в центре внимания не только церковных, но и политических обозревателей.
Формальным поводом для встречи стала выставка «Сила духа и верность традиции» в Рогожском духовном центре, где собраны уникальные памятники старообрядческой культуры разных веков. Официальная информация довольно скудная. Пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков и вовсе подчеркивает рутинный характер встречи: «Президент Владимир Путин регулярно общается с представителями всех российских конфессий, не выделяя какую-либо из них». Однако все обратили внимание, что это уже вторая за короткий срок встреча Президента с Предстоятелем РПСЦ. Первая встреча состоялась 16 марта. Учитывая напряженнейший график Президента, впору говорить о беспрецедентной интенсификации контактов главы государства с лидером старообрядческой общины. Неудивительно, что сразу появились самые разные (в том числе экзотические) интерпретации визита Путина в Рогожскую слободу, которые мне довелось уже услышать.
Первая версия связана с тем, что Президент России, сыгравший ключевую роль в преодолении раскола Русской Православной Церкви, вызванного гражданской войной, пытается искать пути уврачевания самой тяжелой раны на теле Русского Православия - раскола XVII века. Болезнь эта очень запущенная и куда более тяжелая. Особенно актуальна тема раскола в год 100-летия революции в России. Революцию 1917 года некоторые считают результатом раскола XVII века, а виновником национальной катастрофы называют Императора Петра Великого. Другие, напротив, обращают внимание на значительную роль в финансировании и подготовке революции выходцев из старообрядческих семей (Гучков, Коновалов, Терещенко, Кирпичников и др.). Как бы то ни было продолжающееся разделение между русскими православными людьми нового и старого обрядов служит одним из самых серьезных препятствий на пути достижения национального единства. Вполне возможно, что Владимир Путин, понимая, что только он может подтолкнуть процесс восстановления церковного единства, пытается предпринять шаги в этом направлении.
Вторая версия, которую довелось услышать в связи со встречей Президента России и Предстоятеля РПСЦ, связывает ее с активизацией контактов Священноначалия Русской Православной Церкви с Ватиканом. Одним из ярких проявлений этой активизации стала кампания вокруг привоза в Россию частицы мощей Святителя Николая. Появились слухи, что в качестве ответного жеста Святейший Патриарх Кирилл должен будет пригласить Папу Римского в Москву в Троице-Сергиеву Лавру. А это может спровоцировать серьезное напряжение в обществе. Если это случится, Патриарх может столкнуться с очень сильным противодействием со стороны духовенства и мирян Русской Православной Церкви, можно ожидать и уличные акции протеста против приезда Понтифика в Россию. А это Верховной власти накануне выборов Президента совсем не нужно. 
Конечно, цена слухам невелика. Однако очевидно уже теперь, что привоз частицы мощей Николая Угодника, сопровождающийся столь откровенной пропагандой католицизма со стороны официальных церковных чиновников, вызывает недовольство со стороны широких кругов верующего народа. Неудивительно, что слухи о скорой встрече в Москве Папы Римского легко ложатся в общую канву событий. Говорят, что интенсификация контактов с Ватиканом - инициатива исключительно Чистого переулка, Кремль просто ставится перед фактом, что в свою очередь вызывает серьезное недовольство светской власти. И встреча Путина с митрополитом Корнилием, как считают сторонники этой версии, - это сигнал нашей Патриархии о необходимости остановить активность на «ватиканском направлении». Возможно, тут много конспирологии. Но мне довелось слышать эту версию от людей вполне церковных и опытных, и они воспринимают ее вполне серьезно.
Наконец, есть еще и третья версия причин интенсификации контактов власти со старообрядцами. Многие обратили внимание на то, что митрополит Корнилий 9 мая принял личное участие в шествии «Бессмертного полка». Это дорогого стоит. Все видят, что акция «Бессмертный полк» очень важна для Главы государства, она широко освещается государственными СМИ, Владимир Путин принимает в ней личное участие, а ведь это очень серьезное напряжение для службы безопасности Президента.
К сожалению, в нашей Церкви сложилось специфическое отношение к Дню Победы, как к дню памяти и скорби. Церковь призывает в этот день только служить панихиды, поминать павших, но не праздновать. Для Русской Православной Церкви День Победы - это Страстная Пятница, а не Воскресение Господне. Хотя всем известно, что Господь даровал нам победу в 1945 году именно в светлые пасхальные дни, Пасха Господня была 6 мая. Такое отношение Церкви к Дню Победы находится в явном диссонансе с позицией Верховной власти (я уже не говорю о том, что протоиерей Георгий Митрофанов запустил похабное словечко «победобесие», и при этом продолжает быть обласканным Священноначалием).
Слава Богу, в этом году 9 мая в колоннах «Бессмертного полка» мы видели священников, а в городе Камень-Уральский священники в рясах и вовсе вышли стройными рядами рядом с народом. Вот оно настоящее миссионерство! Церковь со своим народом в дни памяти и торжества, что может быть убедительнее для привлечения народа в храмы. А у нас шустрые псевдомиссионеры способны устраивать только пляски и исполнение спиричуэлса в храмах, что вызывает только раздражение и возмущение верующих.
А как было бы прекрасно, если бы во всех храмах объявили: с утра поминаем павших, а днем всем приходом во главе со священниками идем на шествие «Бессметрного полка». Если бы вышло всё духовенство Русской Православной Церкви в рясах с портретами своих дедов и прадедов (если никто из предков не воевал, можно взять портреты Патриарха Пимена, священноисповедника Луки Крымского, любого другого участника войны) - вот было бы настоящее единство Церкви со своим народом. Причем, не нужно идти с иконами, как делают некоторые, это все-таки светский крестный ход.
К сожалению, этого мы не увидели 9 мая. Святейший Патриарх Кирилл, хотя и поддержал шествие «Бессмертного полка», сам участия не принял, чем подал соответствующий сигнал епископату и духовенству. А вот митрополит Корнилий прошел вместе с народом по улицам Москвы. Это, наверняка, было замечено и отмечено.
Впрочем, всё это версии. Но факт остается фактом - за два с половиной месяца Президент России уже второй раз встречается с главой Русской православной старообрядческой церкви.

Источник

 

Раскол - 2

Власть разочаровалась в РПЦ?

В РПЦ, похоже, доигрались. Им прощали гомосексуальные скандальчики с участием духовенства, дорогущие иномарки, разбитые в уличных гонках лихачами-мшелоимцами в рясах, снисходительно дивились заигрыванию с Ватиканом высших иерархов.

Последней каплей, пожалуй, стало недавнее обращение патриарха Кирилла к римскому папе в связи с угрозой захвата храмов УПЦ (МП) на Украине – он бы ещё поискал поддержки у преданного анафеме раскольника Филарета! И теперь растерявшее трепетное к себе отношение патриаршее окружение ревниво приглядывается, уж не осеняет ли себя президент России двумя перстами?

На прошлой неделе президент России Владимир Путин неожиданно отправился в центр старообрядчества – Рогожскую слободу, встретившись там с митрополитом Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) митрополитом Корнилием. Это встреча стала уже второй по счёту, первая состоялась в конце марта. Событие можно считать сенсацией. До этого три с половиной столетия никаких контактов между российским руководством и староверами не было и в помине. Староверы затаили обиду на власть за гонения, а та, в свою очередь, не простила им несговорчивость и негибкость. И лишь этой весной стороны примирились – к удивлению и, поговаривают, даже отчасти к негодованию верхушки РПЦ (МП).

Оно и понятно. В России ведь как: куда нос, туда и хвост. Ленин со Сталиным в Бога не верят? Значит, и мы как они. Им ведь виднее, сверху-то. Бывшие коммунисты Ельцин с Путиным крестятся – и мы станем! Во что скажут, в то и уверуем, хоть в светлое будущее, хоть в царствие небесное, хоть, прости Господи, в переселение душ. И наверняка руководство РПЦ (МП) отдаёт себе отчёт в том, что доставшаяся им паства бывших сплошь убеждённых атеистов запросто может построиться в шеренгу за любимым гражданским руководителем и уйти вслед за ним навсегда – хоть к старообрядцам, хоть к баптистам, хоть к нудистам. Как устремились за «обновленцами» на заре советской власти их не пуганная лекторами общества «Знание» паства. Вот и сейчас: зачастит Путин к староверам, и как знать, не опустеет ли в этой связи храм Христа Спасителя, невзирая на завозные из самой Италии чудеса?

Кстати, обратили внимание, как доверительно беседовали президент с митрополитом – по телевизору показали? Наверняка Путин в душе одобряет их аскетизм, чуждый большинству первосвященников РПЦ. Не пьют, не курят, много работают и не рассекают по столичным дорогам на БМВ. И уж тем паче не якшаются с Римской курией, стремясь сохранить дорогостоящую украинскую недвижимость. В старообрядческих храмах по-прежнему не признают электричества и жгут свечи, как сотни лет назад, – что-то есть в этом от вечности, настоящее. Вот кстати: грядёт 400-летие протопопа Аввакума и старообрядцы просят президента провести празднование юбилея на государственном уровне. И как отказать, ведь Аввакум – отец русской словесности. Но можно только представить себе реакцию РПЦ, ведь для них Аввакум – еретик и раскольник. Чем же обернётся внезапная благосклонность российского президента к старообрядческой церкви?

Влад Крымский

Версия 1

Смена церковного официоза – патриарха Кирилла со свитой заменят Корнилий с его староверами

«Старообрядчество – вот истинное православие, которое через князя Владимира пришло на нашу землю, – увещевал Путина, заглядывая ему в глаза, митрополит Корнилий. – Мы свято храним эти традиции. Надеемся, что это не только прошлое, но и будущее нашего государства». А почему бы и нет, в самом деле? Как всё здесь, однако, одно к одному: и сакральная Корсунь, она же – крымский Херсонес, и крестившийся там князь Владимир, осенивший Святую Русь двумя, а вовсе не тремя перстами. Вот она, преемственность, вот наши корни, из самой былинной древности. А те, кто стал осенять себя щепотью в погоне за царским расположением и сытым достатком, нынче тонут в мирской суете, деля приходы и паству с раскольниками. И упорно делают вид, что не было никакого воссоединения Крыма с Россией. И кто в таком случае выпадает из российской истории инородным звеном – смиренные ли последователи Аввакума или суетные никонианцы, во все времена алкавшие особого внимания власти мирской? Что в империи, что в СССР, что сейчас. Так не разумнее ли приблизить смиренных и отринуть прочь алчных?

Версия 2
Сближаясь со староверами, государство принудит РПЦ к конкуренции и тем самым её оздоровит

Известно, что президент – прихожанин РПЦ (МП). Также известно и то, что Путин крайне неохотно увольняет людей из своего окружения, и даже тем, кто проштрафился, предоставляет шанс исправить ошибки. Расстаётся с подчинёнными он лишь в самых крайних случаях. Да, в последнее время за свитой Кирилла тянется много чего неприглядного. Но ведь он не чужой, патриарх, право слово. Так зачем же его менять, вдруг исправится? Нужно дать шанс. Этот шанс – добровольно-принудительное сближение с РПСЦ. Наверняка Кирилл внимательно наблюдает за поездками президента в Рогожскую слободу и тщательно отслеживает, что ещё Путин пообещал Корнилию. Будь то возвращение храмов или содействие репатриации наших староверов из Южной Америки – с безвозмездным наделением их земельными участками. Глядишь, и сделает Кирилл верные выводы, и вернёт былое расположение главы государства. Да и собственной паствы заодно.

Версия 3
РПЦ ждёт раскол: часть священнослужителей устремится за Путиным и РПСЦ

Во время посещения Рогожской слободы Путину был дан знак свыше, уже разъясняют некоторые. Пред ним явился голубь, символ Святого Духа. А накануне прихожане РПЦ (МП) обратились к президенту с открытым письмом, в котором сообщали, что «ситуация принимает крайне опасный для церкви и для государства характер» – в связи с принятым на Архиерейском соборе проектом экуменической декларации об отношении «с остальным христианским миром». А также другой декларацией, подписанной патриархом Кириллом и римским папой Франциском в ходе прошлогодней встречи в Гаване. Дело пахнет расколом, предупреждают верующие. Потому эксперты отмечают, что часть паствы, из тех, кто доверяет главе государства, но разуверился в РПЦ, может оказаться, вслед за президентом, в Рогожской слободе. А тогда и правда – новый раскол?

***
Валерий КОРОВИН,
член комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты РФ:

– Задолго до памятной мартовской встречи с президентом митрополит Корнилий официально присутствовал на государственных торжествах, на оглашении посланий президента, и встречался с первым лицом государства в составе различных делегаций. Но полноформатная их встреча произошла лишь недавно и явила собой полную легитимацию старообрядчества со стороны власти. Старообрядцы вновь стали полноценными элементами российского общества, безо всяких оговорок, недомолвок и негативных коннотаций. В государстве принято смотреть на первое лицо, на некую официальную отмашку – так вот, их встреча стала знаком того, что православная традиция отныне принимается государством во всей полноте. Раскол русской церкви был драмой, подкосившей российскую государственность на несколько столетий. Но если в атеистический период это было несущественно, то сегодня, когда православная традиция становится основой существования общества, недопонимание должно было быть окончательно устранено. И могу сказать с уверенностью – его больше не существует.

Источник

«Византия наносит ответный удар»

Нам не раз уже приходилось отмечать, что экуменическая и реформаторская политика нынешнего предстоятеля РПЦ и его команды напоминает действие хорошо отлаженной и неумолимой машины: протестуй, не протестуй, все равно получишь тот же результат, что и раньше, а именно: машина продолжит двигаться вперед, что бы ни случилось. Иногда, правда, бывают сбои, как, например, в прошлом году, когда случилась «непоездка» делегации нашей Церкви на пресловутый Критский собор, давно и тщательно подготовленная. А ведь так хотелось! Это случилось аккурат в тот момент, когда многие из числа ревностной православной общественности совсем потеряли надежду. Они оказались посрамлены, ибо главная надежда всех истинно православных людей – это Сам Господь, упование на Его всегда чудесный и неизреченный Промысел. Тогда молва, субъектом коей были отнюдь не только совсем простые и не информированные люди, приписала роль «фактора Х» в этом нежданном событии вмешательству Президента Путина, успевшего пообщаться с афонскими старцами как раз накануне открытия Критского совещания и услышать от них некое слово духовного наставления. А наш сугубо светский правитель, как известно, с большим почтением относится к духовным авторитетам. Особую пикантность встрече президента с афонитами тогда придавало то, что именно из их среды доносились наиболее жесткие критические замечания в адрес документов, которые планировалось принять на Крите, а главный модератор процесса со стороны РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) не был допущен в то помещение, где Путин встречался с духовными авторитетами Афона с глазу на глаз.

В этом году события в РПЦ и вокруг нее привлекли к себе внимание широкой общественности также накануне лета. Однако если в прошлом году эта самая широкая общественность узнавала про Критское совещание в основном из тех СМИ (главным образом электронных), которые специализируются на религиозной проблематике, то в году текущем информация распространялась через ведущие федеральные каналы и информационные агентства, уделившие привозу частицы мощей святителя Николая в Россию такое внимание, какого давно уже не удостаивалось ни одно событие, значимое для жизни Церкви. Достаточно сравнить эту ситуацию с той степенью внимания со стороны ведущих СМИ, какая имела место хотя бы во время привоза в Москву Пояса Пресвятой Богородицы. Да, внимание было, но далеко не такое. Хорошо зная, как устроена российская реальность, мы прекрасно понимаем, что такая «раскрутка» информационного повода в ведущих СМИ невозможна без прямой отмашки со Старой площади, а в наших навязчивых аналитических снах нам приснилось, что сия отмашка была дана по настойчивой просьбе самых высоких и ответственных людей из Патриархии.

Все бы ничего, но было невооруженным взглядом заметно, что вовсе не подчеркивание благочестия нашего православного народа (готового выстоять многокилометровую очередь, чтобы приложиться к святыне) было здесь главной целью информационной кампании. Даже очень умеренные и осторожные журналисты, совсем не стремящиеся вступать в конфронтацию с любимым начальством, были вынуждены признать, что привоз частицы мощей необычайно почитаемого в России святителя «сопровождался откровенной пропагандой католицизма со стороны официальных церковных чиновников». Мы бы выразились чуть иначе: это была пропаганда  не католицизма, а экуменизма, то есть столь любимой нынешним патриархом и его ближайшим окружением идеи все большего сближения с папистами, перевода этого сближения на качественно новый уровень. Реакция не замедлила: слух о скором приезде в Россию папы Франциска сопровождал привоз мощей и сопровождавшую его информационную кампанию практически с самого начала. Тем более, что заявления однозначно экуменического характера вполне откровенно делались как с католической, так и с «православной» стороны. При этом все известные нам телефоны ОВЦС упорно молчали, а люди, которых уж никак не отнесешь к маргиналам или даже искренним и адекватным ревнителям веры, на наш вопрос касательно достоверности слухов меланхолически отвечали: «Конкретно ничего не знаю, но похоже на то», причем с очень незначительными вариациями. Все, кто умеет считывать «картинку» (а для журналиста это один из главных профессиональных навыков), были сильно напряжены.

И тут вступил в дело пресловутый «фактор Х»: президент Путин встретился с главной российских старообрядцев митрополитом Корнилием. Могут, конечно, сказать, что встреча носила чисто протокольный характер и нечего, дескать, тут конспирологию разводить. Тем более, что произошла она накануне дня Ангела митрополита, и президент просто решил его поздравить. На это можно заметить следующее. Во всяком событии надо видеть не просто поверхностную фактуру, но, так сказать, всю его содержательную глубину. Кроме того, существует такой фактор, как неповторимый стиль нашего президента, его особая склонность к посыланию медийных мессиджей всем «заинтересованным товарищам». Особое очарование этого стиля заключается в том, что никто, кроме самого «автора», никогда не знает, чем это закончится: ограничится ли Путин этим «приколом по пиару» (или «пиаром по приколу») или же сделает что-то в самой реальности. Имея в виду неожиданное для многих «взятие» Крыма или начало военной операции в Сирии, исключать такую возможность нельзя никогда.

В означенной встрече с главой старообрядцев важен не сам ее факт (такая встреча была не первой). Важен, во-первых, временной контекст, а во-вторых, те подарки, которыми обменялись участники. Президент мог подарить митрополиту что угодно. Но житие святителя Николая в дореформенном издании (для чего пришлось пожертвовать каким-то весьма ценным книжным раритетом, видимо, из государственных хранилищ) – никак не могло быть случайным. Экуменисты из РПЦ захотели сыграть на благочестии нашего народа, на его любви к святителю, имея в виду свои цели, более чем далекие от православного благочестия. Президент, естественно, продемонстрировал, что он тоже благочестивый человек, приехал и приложился к мощам (хотя известно, что частиц мощей святителя в московских храмах достаточно, а здесь была привезена именно частица, весьма грубым способом отделенная от мощей). Но при этом сделал жест, значение которого, на наш взгляд, очевидно. Особенно в сочетании с его положительной резолюцией на просьбе старообрядцев отметить на общегосударственном уровне 400-летие со дня рождения протопопа Аввакума (почитаемого старообрядцами как священномученика и исповедника), которое будет отмечаться в 2020 году.

Все эти недвусмысленные жесты президента крайне значимы не только в контексте общероссийской политической ситуации, но и с точки зрения тех процессов, которые имеют, казалось бы, чисто внутрицерковное значение. Ведь кто такие старообрядцы? С позиций общецерковного «мейнстрима», можно сколько угодно признавать значение Аввакума, как незаурядного писателя, внесшего весьма значимый вклад в древнерусскую словесность. Но при этом никак невозможно отрицать и другое: он и его ближайшие сподвижники были как раз теми «неумными ревнителями», с обличения которых еще в 2009 году патриарх Кирилл начал свое предстоятельское служение. В этой проповеди есть слова, которые можно было бы напрямую применить к Аввакуму. Это те самые слова патриарха Кирилла, которые в свое время вызвали столь болезненную реакцию среди чад РПЦ, где именно уклонение в раскол (оправданное религиозной ревностью, отстаиванием истинной веры), а вовсе не какие-то вероучительные искажения объявляется главным признаком ереси. Причем, причина такого уклонения, согласно предстоятелю РПЦ, лежит в отсутствии любви. А вот присутствие оной, внушенной Святым Духом, по его мнению, как раз и позволит нам рано или поздно соединиться с папистами, невзирая на столь досадное препятствие – «богословские расхождения». То есть, с точки зрения «никонианской» традиции, представляемой патриархом Кириллом, «ревнитель» протопоп Аввакум – еретик и раскольник одновременно! И именно в почтении к этому ревностному раскольнику расписывается Путин, да еще при этом словно нарочно, прямо говорит о мире в обществе, называя неистового протопопа «писателем» и «культурным человеком»!

Итак, в ответ на экуменическую пропаганду, откровенно привлекающую великого святителя и чудотворца себе в союзники, президент подчеркивает свое уважение к самому типичному ревнителю в истории русской Церкви и недвусмысленно демонстрирует, что почитание святителя Николая (а его на Руси почитают, пожалуй, более всех святых) никак не является исключительной прерогативой экуменистов и церковных реформаторов. Надо ли пояснять, какой недвусмысленный мессидж послан ученикам митрополита Никодима, по сравнению с которым патриарх Никон (чья не вполне удачная реформаторская политика как раз и породила церковный раскол на Руси) – настоящий ревнитель истинного благочестия!

Если при этом не забыть, что в качестве старообрядца позиционирует себя любимый банкир главного экумениста страны Леонид Севастьянов, сыгравший немаловажную роль в осуществлении непрозрачных связей между РПЦ и Банком Ватикана, и при этом еще держать в памяти недавний крах основных «церковных» банков (включая обанкроченный «Пересвет», затем успешно «спасенный» финансово-коммерческими структурами, близкими к Президенту), то станет вполне очевидным, что до конца не проясненный содержательно-смысловой (а отнюдь не только медийный) замес вокруг встречи получается весьма серьезный.

Источник

 


Человек в троичности существует в связке с небом и землёй, находясь между ними. Соответственно, религии призваны обеспечивать духовный запрос человека и учить его связи с небом и правилам жизни на земле. Великие Учителя человечества - основатели всех ведущих религий, как правило, учили тому, как без посредников различать волю неба, и душеспасительным нравственно-этическим нормам жизни на земле. После ухода Учителей их ревностные и предприимчивые последователи формировали религии-корпорации, претендуя на духовное лидерство в обществе. Это само по себе не плохо, если не принимать во внимание, что чистота первоначального учения зачастую намеренно искажалась ими в пользу прав и привилегий для своих религий-корпораций, вплоть до популизма и вседозволенности, которые кое-где дошли до того, что стали явно противоречить духу первоначального Учения. Между тем, теоретически, для социальной, сословной функции не столь важно объединены ли жрецы в структурный институт или представлены разрозненными волхвами - носителями высшего знания. Лишь бы Духовное сословие было представлено в обществе; и до буржуазной эпохи оно было представлено только религиями-корпорациями. Однако, практически, религиозные корпорации в межсословном взаимодействии являются более монолитными и сильными игроками. Таким образом, наличие религий-корпораций оправдывает себя только если они, как сословие, активно выполняют свою социальную функцию, создавая необходимую, живую напряжённость в процессе должных и многовекторных взаимоотношений с воинами и дельцами. Передавать же Учение и опыт религиозного просветления по схеме "учитель - ученик" можно и без суровой институционализации.

В эпоху модерна монополия религий на функциональную роль духовного сословия была утрачена в процессе появления интеллигенции и переформатирования трёхсословного общества "жрецы-воины-дельцы" в двухсословное "толпа-элита". Церковь (впрочем, как и государство, воинское сословие) стала в социальном смысле "социал-прислужницей" элиты (а это, прежде всего, элита дельцов, представленная олигархами), оправдывая их наживу. В то время как учение Иисуса Христа требует отвернуться от маммоны и обличать "брата своего", отступившего от веры, церковь-корпорация нашла с маммоной компромисс... Такая безплодная церковь была уничтожена волей Неба в XX веке, но возвращена к жизни пришедшими к власти дельцами, сменившими гегемонию партаппаратчиков. Возвращена к жизни "в худших традициях", на грязных деньгах, и, потому, став подобием дореволюционной церкви, уничтоженной в XX веке коммунистами - также духовно не плодоносящим "клоном", "зомби". Поэтому не удивительно, что внутри РПЦ такие проблемы, что она практически разделяется в себе - а значит, по Евангелию, не устоит. Чаплина, призывающего обличать мздоимцев и коррупционеров, сняли с важного поста - характерный пример из первой в списке статьи.

Между тем, старообрядцы структурно не были столь монолитны, как РПЦ. Маммоне не служили (соблюдали чистоту Учения). Духовные лица выполняли свою сословную роль в общинах сполна, а за то, что было на уровне государства - с них спроса нет. Гонимы они были всегда (за малым исключением), как и положено истинным христианам (вспомним первых христиан), поэтому, в принципе, их "церковь" сохранялась примерно "в одной поре" в течение всех 350 лет после раскола, лишь с некоторыми послаблениями или ожесточениями гонений. Их "церковь", в общем смысле, Господь за безплодие не сокрушал и нового "клона" никто не создавал, она сохранилась в исконном виде. Отметим по ходу, что и РПЦ при коммунистах жила в режиме, близком к первохристианскому, но приверженность исторической памяти ("разве это жизнь?") возрождённой в 1990-х годах церкви о былом богатстве и благолепии не позволила выйти за рамки религиозных и сословных искажений, что, вероятнее всего, приведёт и к повторению "клоном" её исторической судьбы.

Старообрядцы же имеют будущее. Учитывая, что их вероисповедание наиболее древнее и, соответственно, более верное, а также то обстоятельство, что РПЦ в XVII веке так не по-христиански поступила с "раскольниками" и до сих пор по-христиански же не покаялась, будущее православия мы видим только в одном варианте: официальная и безусловная отмена реформ Никона со всеми вытекающими последствиями.

Опасение в связи с этим у нас возникает лишь одно. Оно навеяно визитом Президента Путина в Рогожскую слободу. Не перекупят ли "дельцы во власти" старообрядцев в своих, павлианских целях?...

А в целом, в XXI веке вес духовенства в Духовном сословии и межсословном взаимодействии, на наш взгляд, вряд ли будет расти. Хотя, конечно, православие нестяжания, как нравственная идея, категорически востребовано в ближайшем будущем и его носителями являются, как раз, старообрядцы. Но мы бы задумались, прежде всего, о конвергенции религии и науки как базиса для развития богоэтичных, природоподобных технологий, о которых иногда говорит Президент, в противовес (уравновешивая через приоритетность) цифровым технологиям. В наше время, как нам очевидно, запрос на такую конвергенцию имеет место в обществе, а наука (если её рассматривать в совокупности с тем, что при модерне принято считать лженауками) уже, можно сказать, дошла до признания Бога. Например, в трудах к. м. н. А. В. Клюева на обширном опыте наблюдений раскрыты психо-физиологические аспекты практического следования Учению Иисуса Христа об открытии Царства Божия в себе и обретении жизни вечной посредством стяжания Святаго Духа Божия (исихазм).

Это, конечно, не выгодно корпорациям академиков и религиозным корпорациям, но это уже вопрос конкретной управленческой задачи, которую можно решить соборно в рамках предлагаемой нами Сословной системы устроения общества.

В заключение приведём интересную цитату из Л. Н. Толстого, об этике (что можно и что нельзя) и о том, что ВЕРА это ЗНАНИЕ.

"Для того, чтобы человеку жить хорошо, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того, чтобы знать это, нужна вера. Вера - это знание того, что такое человек и для чего он живёт на свете."

Л. Н. Толстой, "Путь жизни", 1910 г.

 

Основатель

 

Дополнительно: Начальники воруют, а пастыри робеют...