Выдержки из статьи М. Хазина и наши размышления по их существу.
Из анализа исполнения Прогноза на 2017 год:
«Можно еще отметить рассуждения о сословном государстве, в котором объяснялось, что главная часть этой модели — запрет на контроль за деятельностью сословия в той части государства, которая дана ему "в вечное управление". То есть обществу нельзя анализировать работу судей, налоговиков, местных чиновников, чекистов, и так далее. Я застал самое начало возникновения этой системы (когда перед дефолтом 1998 года было фактически ликвидировано Экономическое управление Президента РФ, которое по существу анализировало качество действий правительства РФ), но с тех пор ситуация ушла сильно дальше. Собственно, рассчитывать на то, что в стране удастся осуществить модернизацию без разрушения этой системы достаточно наивно, но совершенно очевидно, что все сложившиеся за это время сословия будут отчаянно сопротивляться. Кстати, не исключено, что резкий рост рейтинга Сталина связан как раз с тем, что, в глазах общества, Сталин совершал не "репрессии ради репрессий", а как раз целенаправленно разрушал эти сложившиеся в государстве сословия с целью модернизации.»
Источник
Соглашаясь с мнением уважаемого экономиста, приведём некоторый "передовой опыт" текущих дней из Китая:
В Китае будет создан Национальный комитет по контролю
23/10/2017 В Китае органы контроля не являются ни административными, ни правосудными структурами, они от лица Партии и государства исполняют право контроля. Ян Сяоду заявил, что в настоящее время в Китае уже 47 организаций по проверке партийно-государственного уровня, контролируются 139 партийных организаций, осуществляется всесторонний надзор под руководством Центральной комиссии по проверке дисциплины КПК. В совершенствовании партийной и государственной системы самоконтроля Китай уже полностью завершил пилотные задачи по реформированию в Пекине, провинциях Шаньси и Чжэцзян, следующий этап – развертывание этой работы по всей стране.
Две сессии в Китае: бесконечный Си и партийный контроль
Готовящиеся реформы будут нацелены на то, чтобы укрепить лидерство КПК в стране.
«Первоочередная задача реформы государственных и партийных учреждений — в улучшении системы обеспечения всеобъемлющего руководства Компартии Китая с тем, чтобы усилить лидерство КПК во всех сферах, обеспечить ее всеобъемлющее присутствие и силу», — говорится в документе, предлагающем эту реформу.
Чтобы добиться этих целей КПК предлагает «повысить статус партийных ячеек во всех организациях». «Речь идет об установлении максимального контроля партии и центральной власти над всеми сферами жизни Китая», — поясняет смысл этой инициативы руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги Александр Габуев.
... Администрация Си Цзиньпина очень озабочена контролем над всеми сферами жизни. Партия стремится к тому, чтобы партийные ячейки был созданы абсолютно во всех организациях, чтобы была возможность как минимум мониторить их деятельность.
Это не про коммунизм и не про идеологию. Это чисто про власть».
На этом реформы в вопросе контроля не прекращаются. В ходе Первой сессии ВСНП 13-го созыва также будет принят Закон по контролю, утверждено создание нового органа — Национальной надзорной комиссии. Это непартийный государственный орган, занимающийся контролем и коррупционной борьбой. Мощная следственная правоохранительная структура с антикоррупционной направленностью.
«Комиссия вынесена за рамки полномочий исполнительной власти. По сути, в Китае появится новая ветвь — контрольная», — отмечает Александр Габуев.
Создание такой структуры говорит о том, что устоявшаяся за первый срок Си Цзиньпина практика коррупционных чисток выйдет за пределы партийной системы. Теперь жертвами коррупционных расследований смогут стать абсолютно все без исключения граждане Китая.
Консолидации власти вокруг фигуры Си Цзиньпина и усиление партийного контроля над обществом имеет перед собой одну цель — создание условий для проведения реформ Си Цзиньпина.
Реформа системы надзора усилит руководство партии в борьбе с коррупцией
Пекин, 4 марта /Синьхуа/ -- Реформа китайской системы надзора направлена на усиление единого руководства партии в борьбе с коррупцией и осуществление охвата системой всех государственных служащих, сказал официальный представитель 1-й сессии ВСНП 13-го созыва Чжан Есуй в воскресенье на пресс-конференции.
Из приведённых выдержек следует, что в Китае антикоррупционный процесс выходит за рамки партийных чисток и будет распространяться теперь и на всю исполнительную власть. Поэтому создаваемый Национальный комитет по контролю уже является не столько партийной структурой, сколько государственной. Однако, его создание - это мера, направленная на усиление влияния ПАРТИИ и ПАРТИЙНОГО контроля. А партия, тем более, единственная, - это, безусловно, институт духовного сословия.
Кроме того, из вышеприведённого очевидно, что руководство Китая официально воспринимает социум как трёхсословный монолит (теневые кланы во внимание не принимаем):
- партия (духовное сословие);
- армия, исполнительная власть и госкомпании (служилое/военно-политическое сословие);
- народ (земское сословие).
То есть, как и в модели нашей Системы сословного устроения общества, но с китайской спецификой: есть одна правящая партия, определяющая всю идеологию в государстве и обществе. В их случае только важно соблюсти тонкий баланс: власть должна принадлежать служилому (военно-политическому) сословию, хотя контроль со стороны духовного сословия (в Китае - партии), безусловно, должен иметь место.
"Партия - руководящая и направляющая сила общества" - ДА.
"Партия - наш рулевой" - НЕТ.
Как говорится, "почувствуйте разницу"...
Надеемся, у КПК хватит мудрости всё правильно устроить. А мы вернёмся к Прогнозу М. Хазина. Известно, что М. Хазин не является сторонником сословного устройства общества. Однако, он пользуется сословным взглядом на общество как инструментом своего анализа. Это даёт ему дополнительное понимание процессов, происходящих в социуме. И это не может не радовать нас. При этом он косвенно подчёркивает, что нынешнее общество объективно является двухсословным (по терминологии КОБ "толпо-элитарным"), где два сословия - это элита и народ ("толпа"), где элита узурпировала и духовную (идеологическую), и военную (в т.ч. правоохранительную, надзорную, судебную), и светскую (гражданскую, экономическую) власть. У народа как сословия (земцов, "толпы") никаких конституционных, государственно-правовых оснований для контроля за элитой (пусть хотя бы только чиновничьей) нет. И что толку с того, что существует официально зарегистрированный как общероссийская общественная организация "Общественный Комитет Народного Контроля"?... А народные избранники - депутаты, призванные от имени избирателей осуществлять депутатский контроль - сами становятся частью элиты и много ли наконтролировали? Много ли могут? Так устроена нынешняя либеральная демократия.
А как обстояли дела с народным контролем в СССР? "Комитет народного контроля СССР" появился в 1965 году - через 9 лет после того, как, по оценке А. Фурсова, номенклатура КПСС (действовавшая с 1953 г. под новым лозунгом "Партия - наш рулевой") одержала победу над военными (данный момент соотносится с XX съездом КПСС 1956 г.). Но, поскольку процесс узурпации власти духовным сословием (КПСС) растянулся во времени (что естественно), к 1965 г. военно-политическое сословие перестало быть по сути воинами-нестяжателями и партноменклатура уже не чувствовала для себя опасности реванша с его стороны. Армия всё больше становилась вне политики, чиновники всё более становились "наёмными управленцами-технократами". Переход к двухсословному, толпо-элитарному обществу был фактически завершён. Вот и запустила номенклатурная элита для декорации (и, в долгосрочных целях - для профанации) "Комитет народного контроля СССР", совершенно не беспокоясь за возможные последствия для себя.
А если, допустим, государственно-правовые (публичные) основания для контроля народа за правящей элитой и появятся в наше время в каком-то виде, то это всё равно не приведёт к положительным изменениям, потому что перемены происходят только в связке ТРЁХ сил. При отсутствии третьего сословия перемен не будет. Будет ЗАСТОЙ. Это мы наблюдали в 1970-х, это наблюдаем и в 2010-х.
Так что, справедливое решение может быть ОДНО: Система сословного устроения общества и взаимный сословный контроль согласно алгоритмам нетранзитивного взаимодействия по принципам "Триадности Социума". Несправедливое решение - цифровой фашизм (электронный концлагерь) как закономерный финал развития толпо-элитарного общества и либеральной демократии.
(5,5 мин.)
Видеоролик "КОБ о том, ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ? (Дополнено)"
***
Следующая цитата - из Прогноза на 2018 г. М. Хазина:
«В прогнозе было сказано и о том, как различные силы в России будут относиться к предстоящим президентским выборам. В общем, как я уже частично отметил, ничего не было сказано о Грудинине и Собчак, и здесь нужно немножко прокомментировать ситуацию. Независимо от того, что думает о своей репутации Собчак и как она пытается ее изменить, в глазах общества она остается дамой "с пониженной социальной ответственностью". И ее участие в выборах (а также мелькание на ранних этапах еще больших политических фриков с крайне сомнительной репутацией) явно демонстрирует сигнал обществу: не выборы определяют руководителя нашей страны! И именно это главный сигнал того, что мы существенно отходим от либеральной модели (в которой парламентская демократия является одним из краеугольных элементов; отметим, что речь идет именно о парламентской демократии, а не о демократии вообще) и существенно сдвигаемся в консервативную сторону.» [выделено soslovie.su]
Источник
Всё верно. Но вот "отходим от либеральной модели" КУДА? В какую сторону? В сторону триадного социума пока движение не наблюдается...
Какова цена ошибки для Китая, если КПК чрезмерно узурпирует УПРАВЛЯЮЩУЮ роль в государстве? - Впасть в застой.
Какова цена для России неверного выбора дальнейшего пути? - Утрата надежды на построение общества социальной справедливости.
Вот на такие размышления натолкнул нас Прогноз М. Хазина на 2018 год.
Основатель