Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Старообрядчество вышло из тени

Опубликовано 30.07.2017

К дню "крещения Руси" предлагаем к ознакомлению замечательный материал. Без комментариев, но с вступлением. 

Вступление.

Путин дважды оттолкнул патриарха на Валааме

На острове Валаам президент России Владимир Путин во время общения с патриархом Кириллом дважды не дал тому взять себя под руку.

Глава РПЦ дважды порывался взять президента «под локоток», но тот, как сообщает телеканал «Дождь», со словами «не-не-не!» оттолкнул патриарха и, сняв, пиджак уселся на заднее сиденье автомобиля за водителем.

Впрочем, в итоге патриарх уселся к президенту в авто и там, вероятно, разговор продолжился.

(1 мин.) 

Видеоролик "Руки от меня убери! Путин оттолкнул патриарха Кирилла".


А теперь основной материал:

Часть 1

Старообрядчество вышло из тени. Монополия на веру утрачена? (часть 1)

16 марта 2017 г. состоялась встреча президента РФ Владимира Владимировича Путина с предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви митрополитом Московским и всея Руси Корнилием (в миру Константин Иванович Титов). Встреча носила исторический характер — глава государства впервые за последние 350 лет (с момента церковного раскола на Руси в XVII веке) официально принял предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви.

Вопросы, которые раскрываются в статье:

  1. Что из себя представляло христианство на Руси до и после реформ Никона?
  2. Что такое старообрядчество и чем старообрядцы отличаются от староверов?
  3. Какую роль старообрядцы сыграли в революциях начала XX века в Российской Империи?
  4. Каков вклад представителей старообрядчества в становление СССР?
  5. Современное старообрядчество: состояние и перспективы.

Этому и посвящена наша статья.

Часть 1. ХРИСТИАНСТВО НА РУСИ: ДО И ПОСЛЕ РЕФОРМ НИКОНА

X—XII вв.: Какую версию христианства принял князь Владимир?

Согласно принятой ныне официальной версии Русской Православной Церкви (далее — РПЦ), в 988 году на Руси князь Владимир Красное Солнышко осуществил событие, которое принято называть Крещением Руси. Термин «крещение Руси», принятый многими историками, некорректен: крестить можно человека, который через прохождение данного обряда становится членом церкви, т.е. к государству или к территории термин «крещение» не применим. Также достоверно неизвестно, что означало слово «Русь» в древние времена. Для многих под термином «Русь» понимается Киевская Русь.

Заявление Пресс-службы Московской Патриархии

http://p2.patriarchia.ru/933/685/1234/2Press-logo.gif

Вот что об этом сказано на официальном сайте Московского Патриархата:

«На встрече председателя ОВЦС (Отдел внешних церковных связей — наше прим.) митрополита Волокомского Илариона с группой католических священников и семинаристов из Кёльна, архипастырь отметил, что история христианства на Руси восходит к 988 году, когда Киевский князь Владимир принял крещение, а затем крестил русский народ».

И далее:

«Тогда не было, как сейчас, трёх народов, — русского, украинского, белорусского — а был один народ и одно государство, которое обычно называют Киевской Русью, — уточнил митрополит Иларион. — Это государство благодаря князю Владимиру приняло христианство в его восточно-византийском изводе. С тех пор началась история Русской Церкви, которая продолжается по сей день» (http://www.patriarchia.ru/db/text/4636869.html).

Сразу хотелось бы отметить, что в конце X века раскола христианской церкви (также Великий раскол и Великая схизма) на восточную и западную ветви не было. Только в 1054 г. произошёл её раскол на Римско-католическую Церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.

Картинки по запросу херсонес картаhttp://rybalka-ua.com/img/podvodnaya-ohota/Podvodnaya_ohota_y_beregov_Krimskogo_polyosrova_20.jpg

Летописное повествование принятия христианства Владимиром принято называть Корсунской легендой. По этой легенде князь Владимир принял крещение в Корсуне (древнерусское название Херсонеса Таврического). Но Корсунская церковь не может рассматриваться, как православная церковь византийского толка. Согласно «Повести временных лет» Корсунский символ веры явно содержит в себе арианские черты:

«Отець, Бог Отець, присно сый пребываеть во отчьстве, нерожен, безначален, начало и вина всем, единем нероженьем старей сый Сыну и Духови… Сын подобесущен Отцю, роженьемь точью разньствуя Отцю и Духу. Дух есть пресвятый, Отцю и Сыну подобносущен и присносущен».

Т.е согласно корсунскому символу веры, Иисус был подобен Богу-отцу, но не единосущ с ним, как об этом утверждает Никейский символ веры:

«Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого.
И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рождённого от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого [а именно Сына] всё произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых.
И в Святого Духа.
А говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошёл из несущего, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем — таковых анафематствует кафолическая церковь. Аминь» (Ярослав Пеликан. Возникновение кафолической традиции // Христианская традиция. История развития вероучения).


Заметки на полях об Арианстве

Википедия:

Арианство — одно из ранних течений в христианстве в IV—VI века н. э., утверждавшее начальную тварность Бога-Сына, позднее — неединосущность его с Богом-Отцом. Получило название по имени основоположника учения, александрийского священника Ария, умершего в 336 году.

Там же: По приказу Константина в г. Никея в 325 году был созван I Вселенский Собор, на котором в качестве символа веры (Никейский символ) было принято учение о единосущности Сына Отцу, арианство было осуждено, Арий изгнан, его книги были сожжены.

Основные положения ариан:

  • ариане не признавали Иисуса Богом, а лишь первым из равных — посредником между Богом и людьми;
  • отвергали идею о троичности Бога;
  • Иисус не существовал всегда, т.е. существует его «начало бытия»;
  • Иисус сотворён из небытия, так как до этого его не было;
  • Иисус не может быть равен Отцу-Богу, т.е. не единосущ, а подобосущ.

Отметим один существенный момент:

Арианство — это вероисповедание раннего христианства.

Получается, что князь Владимир принял христианство арианского толка. Дополнительным свидетельством того, что на Руси было арианство, может служить приведённое ниже изображение царя Ивана Грозного, на груди которого виден арианский крест:

image3

Портрет Ивана Грозного из коллекции вологодского краеведческого музея. http://www.zoroastrian.ru/node/655

Историк А.Г. Кузьмин в своей книге «Начало Руси. Тайны рождения русского народа», также поддержал версию, что раннее христианство на Руси носило арианский характер.

Первые упоминания о присутствии церковных структур на территории Руси, подчинённых греческому патриаршеству, относятся только к XII веку.

Википедия:

«За период от 969 до 1118 гг. не сохранилось ни одного списка епархий Константинопольского патриархата. В списке от 1170 до 1179 года Киевская митрополия значится на 62-м месте».

Д. Флетчер в своей работе «О государстве русском» пишет, что по польским преданиям 990 г. Владимир принял христианство, а собственное сказание русских говорит о 1300 году. Т.е. говорить о «крещении Руси» ранее XII века нет никаких оснований. Основываясь на датировке памятников и захоронений, можно прийти к выводу, что крещение было в XII—XIII веках (см. работу М.Г. Маркабова «Датировка крещения Руси и древнерусское искусство»).

Вероятнее всего, христианство на Руси в X веке присутствовало, но существовало мирно со всеми остальными вероисповеданиями и носило арианский характер. В дальнейшем стало появляться вероисповедание византийского толка, и первопроходцем в этом деле мог стать Киев. Новая вера пришла не на пустое место, а на сложившуюся к тому времени систему отношений. Во многом пришествию новой веры способствовали отсутствие у Руси своего проекта глобальной значимости, в основу которого могли быть положены принципы единобожия (единый Бог славян — Род) и справедливости, сформированные в Русской цивилизации к тому времени, а также деградация жреческой власти.

В итоге некоторые русские князья приняли идеологию исторически сложившегося христианского вероучения византийского толка. В этой идеологии их прельщали нормы, в основу которых, по сути, были заложены принципы рабовладения и паразитизма правящим «элитарным» меньшинством над большинством простолюдинов, а также роскошь и изобилие, в которой жили правители Византии.

На Руси, в докрещенский период, рабства, как социального явления, не было. И только в 1649 году (за 5 лет до церковного раскола на Руси и внедрения латинской модификации христианства — об этом см. ниже) Соборным Уложением было закреплено на государственном уровне крепостное право — система правоотношений, вытекавшая из зависимости земледельца, крестьянина от владельца земли. Всё в соответствии писанию апостола Павла:

«5. Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, 6. не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, 7. служа с усердием, как Господу, а не как человекам, 8. зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный (Павел, К Ефесянам, гл. 6) и аналогично в его послании к Колоссянам» (гл 3:22).

И в разрез с проповедью Христа:

«Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бóльшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матфей, 20:25 — 28).

ХIII в.: Александр Невский и отражение агрессии с Запада

В XIII веке на арену древнерусской истории выходит князь Александр Невский, фигура которого во многом мифологизирована, как и вся история Руси того времени .

Вот ключевые события того времени:

    • 1236 год — на престол в Новгороде вступает князь Александр Ярославович, позже получивший прозвище «Невский»;
    • 1237 год — основание Ливонского ордена, как отделения в Ливонии (территория современной Латвии и Эстонии) Тевтонского ордена — одного из орденов римско-католической церкви, основанного во время крестовых походов на территорию Ближнего Востока;
    • 1237—1240 годы — монгольское нашествие, или нашествие Батыя, на Русь;
    • 1240 год (15 июля) — сражение на реке Неве между новгородским войском под командованием Александра Ярославича и шведским войском (Ливонским орденом);
    • 1240 год (с 5 сентября до 19 ноября (по другим данным до 6 декабря)) — осада монголами Киева с последующим его взятием. До этого события Киевский князь Михаил Всеволодович, лидер черниговских Ольговичей, уехал в Венгрию, однако его попытка заключить с королём Белой IV династический союз закончилась неудачей;
1241 год (9 апреля)
    — Битва близ селезского города Легница между монгольской армией под командованием Байдара и объединенным польско-немецким войском князя Генриха Благочестивого. Битва закончилась полной победой монголов;
  • 1242 год (5 апреля) — Битва на Чудском озере между войском Александра Невского и войском Тевтонского ордена, названная историками “Ледовым побоищем”;
  • 1242 год — установление на Руси монголо-татарского ига;
  • 1249 год — Александр Невский становится великим князем киевским.

Если связать все вышеописанные события воедино, то получается, что Александр Невский осуществлял отражение агрессии группы лиц, начавших в отношении Руси проект по включению её территории и населения в проект порабощения населения планеты от имени Бога в рамках ростовщической библейской доктрины и собирал территории русских земель с разными верованиями в единое государство. Агрессия против Руси, с одной стороны, осуществлялась военными методами с помощью рыцарей Тевтонского ордена, подчинённого Римско-католической Церкви, а с другой стороны, с помощью установившейся на тот момент идеологической зависимости Киевской митрополии от Константинопольского патриархата.

http://ispu.ru/files/u2/book2/history/02tema2/Carti2/vizant_i_slavane_files/image001.jpg

Для справки: Византия к тому времени не представляла былого величия: в 1204 году, во время Четвёртого крестового похода (1202—1204 годы), объявленного папой Иннокентием III, столица Византийской империи — Константинополь — была захвачена крестоносцами, разграблена, а греческие христианские святыни были разрушены.

Через два с половиной века, в 1453 году, Константинополь был захвачен турками-османами, переименован в Стамбул и включён в состав Османской империи. Византия перестала существовать, а на её территории в качестве государственной религии был установлен ислам (это свидетельствует о том, что образ жизни греков был неприемлем Божьим Промыслом, и ничего общего с истинным учением Христа не имел). Греческие книги же перешли в собственность Римско-католической Церкви. Свидетельства этому приведены в труде «Стояние за Истину. «Пренiя съ греками о въръ Троицкаго Сергiева Богоявленскаго монастыря строителя старца Арсенiя Суханова» (см. http://nasledie.russportal.ru), в котором показывается диалог Арсения (Суханова) с монахами Афона. Монахи доказывали Арсению, что русские книги искажены, на это Арсений отвечал:

«А мне думается погрешено у вас. Ибо по взятии Цареграда (Константинополь — наше прим.) турками латиняне выкупили все греческие книги, а у себя, переправя, напечатали и вам роздали».

Выше было сказано, что в 1237 году на Руси было монгольское нашествие, после которого в 1242 году установилось монголо-татарское иго. По нашему представлению «монголо-татарское иго» было ничем иным, как установлением власти на Руси приверженцев старого ведического верования, т.е. на Руси шла гражданская война между сторонниками старого ведического верования и нового христианского. О близком к гражданской войне характере того противостояния читайте цикл статей«Крещение Руси» (http://inance.ru/2015/06/kreschenie-01/, http://inance.ru/2015/06/kreschenie-02/ и http://inance.ru/2015/07/kreschenie-03/).

http://inance.ru/wp-content/uploads/2015/06/public-kreshenie-02-696×376.jpg

Поэтому особый интерес в данном контексте вызывает поход хана Батыя в Европу (битва при Легнице) — монголы ли ходили или это был упреждающий удар по агрессору со стороны Александра Невского (есть версия о том, что Александр Невский и хан Батый одно и то же лицо)?

XIV—XV вв.: поворот истории Руси и победа сторонников христианства

В 1380 году на Куликовом поле состоялась битва, в которой с обеих сторон в составе войск присутствовали, как русские воины, так и татарская конница, о чём намекнул президент РФ Владимир Путин. Битва стала поворотным моментом в шедшей на Руси гражданской войне.

ВИДЕО: https://www.youtube.com/watch?v=2_WnlokRQyg

image2

Древнерусская гравюра. http://pretich.ru/articles.php?article_id=422

По официальной версии историков перед битвой Дмитрий Донской получил благословение преподобного Сергия Радонежского, но есть и другие версии, которые утверждают, что благословения не было, и преподобный Сергий мог быть против битвы (Александр Меленберг. Непрядва и неправда). Эта версия имеет все основания, т.к. по состоянию на конец XIV века, так называемую Золотую Орду (термин появился уже после развала той формации, которую так называли — наше прим.) преследовали внутренние конфликты, и её распад был делом времени, поэтому особого смысла устраивать сражение не было. Тем не менее оно состоялось, и, несмотря на победу в нём Дмитрия Донского, он потерял большую часть своего войска. Как бы повернулся ход истории в противном случае, можно только догадываться, но история сослагательного наклонения не имеет.

В 1480 году, ровно через сто лет после битвы на Куликовом поле, произошли события, которые получили названия «Стояние на реке Угре» — военные события между ханом Ахматом и великим князем московским Иваном III, в результате которых хан Ахмат развернул своё войско и отправился в Орду. Это окончательно положило конец «монголо-татарскому игу».

В это же время предпринимаются попытки внедрить в христианское учение на Руси Ветхий Завет, переведённый на русский язык с Вульгаты — латинского перевода Священного Писания блаженного Иеронима (по принятой хронологии — около 345 — 420 годов), в разное время дополненного и исправленного, а также идёт борьба с «ересью жидовствующих» . Т.е., сложившееся к тому времени христианское учение византийского толка пытаются заменить латинской версией христианства. Как и в XIII веке, во времена правления Александра Невского, активное участие в этом принимают представители Римской-католической Церкви.

XVI—XVII вв.: Смута на Руси и раскол русской церкви

В XVI—XVII веках активные попытки внедрить латинскую модификацию христианства на Руси продолжаются. Период в истории Руси с 1598 года по 1613 год получает название Смутного времени или Смуты, после которой, в результате сговора между патриархом Филаретом с англичанами и Сигизмундом, к власти приходит сын Филарета — Михаил Романов (от лат. слова Roman — Римский). О циклике смут на Руси читайте статью «Последняя ли Смута на Руси? 18—19 августа 1991 (часть 3)».

public-putch-03-cikl

До 1633 года фактическим правителем Руси был сам Филарет. В период его правления происходит исправление религиозных книг (в этот период активно развивается книгопечатание, старые рукописи и книги изымаются и сжигаются) и появляется правоверная церковь, которая позже переименовывается в православную. Это вызвало сопротивление со стороны общества, в связи с чем Филарету пришлось прервать взаимоотношения с католиками. Цели, поставленные Ватиканом, достигнуты не были, но работа по внедрению латинской версии христианства не остановилась. И одним из главных действующих лиц в этом деле стал патриарх Никон.

Википедия:

Вскоре после вступления на патриаршую кафедру, в 1653 году, патриарх Hикон приступил к реформе: перед наступлением Великого поста разослал по московским церквам «Память» (распоряжение), в которым предписывалось при чтении молитвы Ефрема Сирина («Господи и Владыко живота моего…») класть 4 великих и 12 поясных поклонов, а также совершать крестное знамение тремя первыми перстами, в частности, в ней было написано: «Год и число. По преданию святых апостол и святых отец, не подобает во церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны, еще же и трема персты бы есте крестились». Этим распоряжением патриарх Никон единолично отменил решения поместного московского Стоглавого собора, в частности о том, что надо креститься двумя перстами. Глава 31-я Стоглава:

«Аще ли кто двѣма персты не благословляетъ, якоже и Христосъ, или не воображает двѣма персты крестнаго знамения, да будет проклят, святіи отцы рекоша».

Такие нововведения встретили сопротивление со стороны некоторой части духовенства, в частности непримиримого противника реформ Аввакума Петрова, а также многих других, которые впоследствии были гонимыми официальным духовенством.

Поскольку реформы Никона противоречили решениям Стоглавого собора 1551 года, на что указывали противники реформ (решения собора может отменить только другой собор), патриарх и царь Алексей Михайлович созвали поместный собор. В 1654 года такой собор состоялся. Основными решениями были: принятие нового перевода Символа веры, которым пользуются и поныне, исправление книг по греческим образцам, а славянские книги с чинами и обрядами, которые не соответствовали греческим, считать ошибочными. Реформы Никона были утверждены, а решения собора напечатаны в 1656 году в книге «Скрижаль».

Ближайшим сподвижником и помощником Никона в проведении реформ был монах Арсений Грек, который выступил в качестве агента, внедрённого с определёнными целями. Судить о них можно по его деятельности: он занимается исправлением книг, их печатанием и поиском старинных книг с целью уничтожения.

Получается, что смена церковных обрядов была лишь внешней формой изменений, а по существу происходило внедрение латинской модификации христианства.

При этом на лицо были все признаки католицизма:

  • Крещение тремя перстами;
  • Инквизиция;
  • Латинские Евангелия и весь Новый Завет;
  • Католики были выведены из разряда еретиков.

Единственное, что не удалось реализовать, так это ввести Ветхий Завет в качестве Священного писания, который в Европе уже был к тому времени внедрён.

Тем не менее, процесс, который повлиял на всю дальнейшую историю Русской цивилизации, да и всего мира, был запущен: доктрина порабощения народов от имени Бога начала устанавливаться на Руси.

В XVI веке каждый из участников процесса внедрения реформ решал свои задачи:

  • Алексей Михайлович Романов хотел стать императором;
  • Никон — православным папой;
  • Католики хотели внедрить католичество на Руси для расширения своей паствы;
  • Иудеи стремились сделать Тору священным писанием в России;
  • Заправилы глобальной политики того времени (глобальная концептуальная власть библейского проекта) — внедрить ростовщическую концепцию от имени Бога.

Итак, во-второй половине XVII века в русском духовенстве произошёл раскол на тех, кто принял нововведения Никона — никонианцы или нововеры, и на тех, кто придерживался старого верования — староверы или старообрядцы. П.И. Мельников-Печерский в своём труде «Письма о расколе» пишет о том, что все слои общества не понимали причин раскола. Он по-своему прав: каждый из участников этих событий выполнял свою функцию, но не мог увидеть концепцию в целом, кроме заправил библейского проекта .

XVIII в.: усиление влияния Римско-католической церкви на территории Руси

После прихода к власти Петра I, которому было чуждо всё русское, происходит разгром старообрядческой оппозиции, продолжается уничтожение старых рукописей, епископские кафедры занимают выходцы из киевской школы, относившиеся к старому верованию с нескрываемой враждебностью, воспитывается католическая элита, которая работала на хозяев и заправил Запада, искренне считая, что это центр культуры и образования, а Россия — необразованная и дикая страна, издаются указы для выявления представителей старого вероисповедания, создаются духовные училища семинарского типа, где языком преподавания является латынь и Священное писание изучается по Вульгате, всё население страны облагается подушевой податью, при этом приверженцы старой веры платят двойную оплату.

http://echo.msk.ru/files/799264.jpg

Во времена правления Анны Иоанновны, правившей в 1730—1740 годах и окружившей себя немцами — протестантами, интерес в высших кругах к западным религиям достиг невиданных ранее масштабов. Увеличивается количество католических миссионеров, часть русского дворянства под их воздействием и в силу увлечения западной культурой принимает католичество.

При Екатерине II (1762—1796 годы) между Россией и Ватиканом стали складываться дипломатические отношения. При этом положение крепостных крестьян стало наиболее тяжёлым за всё время существования крепостного права.

В правление Павла I (1796—1801 годы) иезуиты — орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 г. Игнатием Лойолой и утверждённый папой Павлом III в 1540 г. — оказывали на правителя большое влияние, и получили в России большие привилегии. Павел I разделял взгляды иезуитов на божественное происхождение царской власти и видел в Римско-католической Церкви своего союзника. И даже предлагал папе переселиться в Россию.

XIX—XX вв.: внедрение Ветхого завета в качестве Священной книги и попытки сопротивления Руси библейскому проекту

При императоре Николае I (1825—1855 годы) происходила антикатолическая политика. В этот период в России закрывается Библейское общество, осуществляющее внедрение Ветхого Завета. Попыток его перевода и тем более издания практически не было. Хотелось бы отметить, что именно при Николае I начинается подготовка к отмене крепостного права. Сильное влияние на Николая I оказал А.С. Пушкин, который сам понимал суть Ветхого Завета и смог донести её до императора.

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2015/06/206621_640.jpg

Тем не менее, несмотря на попытку противостояния внедрению чуждой русскому народу концепции, Ветхий Завет был официально признан Священной книгой и составил вместе с Новым Заветом, целостную Библию. Полный перевод Ветхого Завета был осуществлён в 1876 году во времена правления Александра II.

Через 41 год, в 1917 году, в России произошли две революции (февральская и октябрьская), после которых в России установился материалистический атеизм. Церковь потеряла свои позиции.

В конце этой части хотелось бы отметить две очень важные вещи:

  1. В течение всего периода времени внедрения ростовщической библейской концепции наносились удары по русскому языку, а точнее по его упрощению (примитивизации):
  • в X веке Кириллом и Мефодием;
  • в XVIII веке Петром I;
  • в XX веке Луначарским.

2. Из всех регионов Руси особую роль во внедрении сыграл Киев.

Часть 2

Старообрядчество вышло из тени (часть 2): старообрядцы, староверы, раскол — их роль в XX и XXI веках

Что такое старообрядчество и чем старообрядцы отличаются от староверов? Какую роль старообрядцы сыграли в революциях начала ХХ века в Российской Империи? Каков вклад представителей старообрядчества в становление СССР? Современное старообрядчество: состояние и перспективы. Читайте во второй части нашего материала о старообрядчестве.

*** 

О периоде развития христианства до Никона, а также о том, какое именно христианство принимал Князь Владимир, читайте первую часть — «Старообрядчество вышло из тени. Монополия на веру утрачена? (часть 1)» http://inance.ru/2017/05/staroobrjadchestvo/

image9http://inance.ru/2017/05/staroobrjadchestvo/

Во второй половине XVII века Россия вошла в новую фазу своей истории. Христианство, которое складывалось в течение нескольких веков, разделилось на две ветви: старообрядческую и никонианскую. Старообрядческая ветвь придерживалась старых обрядов, а никонианская ветвь стала служить обряды по греческим образцу и книгам, которые во многом были латинизированы.

Что такое старообрядчество и чем старообрядцы отличаются от староверов?

Для того, чтобы продолжить дальнейшее рассмотрение явления старообрядчества, необходимо определиться с терминологией. Старообрядчество, староверие, раскол — все эти термины для многих носят одно и то же значение. Но так ли это? Обратимся к Толковому словарю Живого Великорусского Языка В.И. Даля (Часть 4. Издание Общества Любителей Российской Словесности, учреждённого при Императорском Московском Университете, Москва, 1866):

«Раскол — отступление от учения и правил церкви. Русский раскол основан на желании хранить старину и чистоту веры, и на убеждении, что прочие от неё отклонились, почему и зовут себя староверами, старообрядцами. Но за тем и сам раскол расщепился на десятки толков, нередко и поныне вновь возникающих. Одна часть признаёт рукоположение священства, почему и держит попов, переправляя их по-своему, и заставляя их отречься от новизны — это поповщина. Другая, утверждая, что благодать утрачена и царство антихриста настало, не отвергает сущности таинств, но говорит, что их ныне уже нет, и ожидает исполнения пророчеств апокалипсиса — это беспоповщина. Отвергающие же сущность христианского ученья, не раскольники, а отступники, еретики — это духоборцы, молоканы, хлысты, скопцы, субботники и пр. (стр.51)

Раскольник или раскольница — отщепенец по вере, отпадший от своей церкви, исповеданья (стр.51).

Раскольничать — держаться раскола (стр.51).

Старовер — кто держится старой веры, дониконовских обрядов (стр.290).

Старообрядчество — староверство. Старовер более общее название, включая иногда и прямых раскольников, а старообрядец, единоверец, благословенной церкви (стр. 290)».

Как видно из приведённых выдержек В.И. Даля, с 1841 года по 1852 год заведовавшего канцелярией министра внутренних дел Л.А. Перовского:

  1. Под раскольниками, староверами и старообрядцами в середине XIX века имелись ввиду одни и те же люди. Но на наш взгляд, слово «староверы» необходимо выделить из этого ряда, т.к. под этим следует понимать старую, дохристианскую веру (далее нами по тексту будет использоваться более привычное слово «старообрядчество»);
  2. Старообрядчество породило несколько направлений, среди которых особо стоит выделить беспоповство.

Заметки на полях о беспоповстве:

Из материалов Русской Православной Старообрядческой Церкви:

«Как особое направление старообрядчества, оно утвердилось к началу XVIII столетия, после смерти священников дораскольного рукоположения. Старообрядцы, отвергавшие священников нового поставления, стали называться безпоповцами, так как они остались совершенно без попов. Решив, что от последователей Никона нельзя принимать не только священства, но и крещения, они всех приходящих к ним из новообрядческой церкви крестили заново. Оставшись без священства, безпоповцы лишились и других церковных таинств: святого причащения, миропомазания, брака, елеосвящения. Что же касается остальных двух таинств — крещения и покаяния, то их стали совершать простые миряне; проводили они и все церковные службы, кроме литургии. С течением времени у безпоповцев образовался особый чин наставников. Это — миряне, избранные обществом для исполнения духовных служб и дел» (http://rpsc.ru/history/kratkaya-istoriya-staroobryadchestva/razdeleniya-v-staroobryadchestve/).

На наш взгляд, явление «беспоповства» выражает настроения части людей, которые начали уходить от идеологического атеизма исторически сложившегося христианства в русло истинно русского богословия, когда в общении между человеком и Богом отсутствуют посредники, когда каждый может напрямую установить диалог с Богом через молитву и ответный ей сокровенный язык жизненных обстоятельств.

Начиная с конца XVII века, сразу же после раскола, старообрядчество подверглось гонениям. Его оппозиция, ярким представителем которой был упомянутый нами ранее протопоп Аввакум Петров (25 ноября 1620 — 14 (24) апреля 1682), была разбита, и старообрядцы были вынуждены скрываться. Это было время, когда жизненный уклад русского народа, его культура и быт стали принудительно ломаться. Высший свет ориентировался на европейские образцы поведения, и судьба русского народа со временем перестала его интересовать.

Раскольничий мир, за исключением верхушки старообрядцев-поповцев, обитал в народных низах, стараясь избегать контактов с официальными структурами. Укрывшись, старообрядческий мир по-иному обосновывал и выстраивал свою жизнь. На протяжении ХVIII столетия противники никоновских новин разрабатывали концепции последних времен, пришествия антихриста, прекращения священства и т.д. Результат работы старообрядческой мысли — появление различных беспоповских течений, где наиболее полно выразилось неприятие государства и его церкви, а также радикализм при решении социальных и политических проблем.

В народных слоях нечерноземного центра России, Севера, Поволжья, Урала и Сибири прочно укоренились крупные ветви беспоповщины (поморцы, федосеевцы, странники, спасовцы и т.д.). Отличаясь различными вероисповедными оттенками, они сходились в общем: категорически отвергали иерархии, следствием чего стала утрата таинств. В то же время беспоповцы оставались в полной уверенности, что пребывают в истинно русской вере.

Разумеется, господствовавшая церковь крайне негативно относилась к подобным «православным», рассматривая их как отщепенцев, утративших всякую связь с литургией. Между тем, отрешаясь от оценок синодального официоза, нельзя не признать, что в русском православии происходило формирование устойчивой внецерковной традиции, доселе действительно нетипичной для русского народа.

Её последователи реализовывали духовные потребности уже исключительно вне церковных форм, потерявших в их глазах какую-либо сакральность. Вопрос — в масштабах этого русского аналога «протестантизма». Не нужно забывать, что беспоповщина в отличие от западных протестантов существовала внутри враждебного ей государства. Наши беспоповцы, находясь под церковно-административным давлением, не стремились заявлять о себе.

Приверженцы беспоповщины не только не утруждали себя регистрацией, но и вообще, как правило, числились обычными синодальными прихожанами. В результате на российском религиозном ландшафте «силуэт» внецерковного православия был едва различим. Внешне выглядя невнятной синодальной паствой, кстати, всегда вызывавшей тревогу у властей, это православие, по сути, оставалось скрытой под завесой официальной статистики.

image10«Краткий экскурс в древнейшую историю славян» http://inance.ru/2015/07/kreschenie-03/

Этот русский вариант протестантизма не просто существовал, но и выработал новые принципы экономической жизни. В этом состояло кардинальное отличие от западных протестантских течений. Последние в своих государственных образованиях — полноправные хозяева. Западная протестантская этика порождала классический капитализм, формируя новые экономические реалии. В старообрядцах-беспоповцах, по аналогии с протестантами, усматривали таких же носителей здорового капиталистического духа. Однако их реалии оказались ориентированы совсем на другое, имевшее немного общего с приоритетом буржуазных ценностей. Находясь под государственно-церковным прессом, старообрядцы в целом вынужденно нацеливались не на частное предпринимательство с получением прибыли в пользу конкретных людей или семей, а на обеспечение жизни своих единоверцев.

Только такие общественно-коллективистские механизмы представлялись оптимальными в том положении, в котором жило русское старообрядчество. А потому его религиозная идеология освящала не экономику «успеха» и обоснование отдельной избранности, как у протестантов, а утверждала солидарные начала, обеспечивающие выживание во враждебных условиях.

Лишь только во второй половине XVIII века, во времена правления Екатерины II, гонения на раскол стихают. Власть пытается встроить старообрядцев (если быть более конкретным, то это были купцы из среды старообрядцев) в свои государственные системы. Появляется единоверие — направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Единоверие). Убирается двойной подушевой оклад.

image12

Протопоп Аввакум. http://mikhael-mark.livejournal.com/453636.html

В середине XIX века император Николай I проводит политику официальной народности.

Википедия:

Теория официальной народности — принятое в литературе обозначение государственной идеологии Российской империи в период царствования Николая I.

Впервые термин «официальная народность» встречается в работах А. Н. Пыпина по истории русской литературы и общественной мысли (1872—1873).

Автором теории стал С.С. Уваров. В её основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Основные принципы были изложены Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения в его докладе императору «Онекоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» (19 ноября 1834 года):

«Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных:
1) Православная вера;
2) Самодержавие;
3) Народность.

Кратким девизом сторонников этой теории стало выражение «Православие, Самодержавие, Народность».

Однако проведение данной политики встретило на своём пути серьёзное препятствие, которое как оказалось, по мнению власть предержащих, могло помешать «единению нации». Этим препятствием явилось старообрядчество. Император и его приближённые понимают, что недостаточно знают русский народ. Государство активно начинает финансировать исследования традиций и жизненного уклада населения Российской Империи. В некоторые губернии направляются специальные комиссии. Афанасий Прокофьевич Щапов, Павел Иванович Мельников-Печёрский, Иван Сергеевич Аксаков, Август фон Гакстгаузен, Астоль де Кюстин и многие другие проводят работы по изучению русской глубинки, и обнаруживают совершенно неожиданные для себя явления (подробнее об этом см. А.В. Пыжиков «Грани русского раскола»).

И.С. Аксаков, познакомившись с городами Ярославской губернии, в своих письмах указывает на то, что везде

«почти все старообрядцы, да ещё, пожалуй, беспоповцы» (И.С. Аксаков в его письмах. Т.2. М., 1888. стр. 181//Собрание писем в 3-х томах. М., 1888-1889)

А Гакстгаузен прямо пишет:

«Кто хочет изучать характерные черты великороссов, тот должен изучать их у старообрядцев» (А. Гакстгаузен. Указ. соч. стр. 234).

Итоги этих исследований показали, что:

  1. Старообрядчество представляет собой совершенно иной, отличный от общепринятого мнения правящей верхушки, мир, в котором есть свои правила и обычаи;
  2. Будучи гонимым, и понимая, что только единство поможет им выжить, старообрядчество в ведении своей деятельности придерживалось совместного владения собственностью, взаимопомощи и духовного единения, или другими словами, существовала старообрядческая община;
  3. По оценкам некоторых исследователей общая численность старообрядцев была занижена в 10 раз (П.И. Мельников. Счисление раскольников//Русский вестник. 1868. №2. (Т.73) стр. 423—426). Такая разница связана, в первую очередь, с отсутствием возможности подсчёта количества беспоповцев, которые были размыты по территориям губерний, и которых попросту записывали в приверженцы никонианства.
Заметки на полях об общине:

Определение общины по словарю Даля:

«Община — обща, складчина, братчина, общее имение или достояние, артельщина» (В.И. Даль. Толковый словарь Живого Великорусского Языка. Часть 2. Издание Общества Любителей Российской Словесности, учреждённого при Императорском Московском Университете, Москва, 1866, стр. 1214).

Современное определение общины:

«Община — это форма организации, при которой некоторое ограниченное число индивидов объединяется, чтобы достичь единой цели. У каждого из членов общины одна и та же цель, и один и тот же уровень реализации этой цели. Община, как правило, организуется равными участниками, одинаковыми по своим имущественным и производственным возможностям и, самое главное, полностью совпадающими по своей функции потребительских предпочтений» (http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/obshchina.html).

В России община существовала вплоть до начала XX века, пока не была уничтожена (точнее, уничтожению подверглась её этика) в ходе проведения Столыпинской аграрной реформы.

Википедия:

«Столыпинская аграрная реформа — обобщённое название широкого комплекса мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся правительством России под руководством П. А. Столыпина, начиная с 1906 года. Основными направлениями реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы».

В настоящее время в России общинное устройство не имеет широкого распространения. Для примера, в Японии общинные принципы ведения хозяйства были перенесены на производство, что повлекло за собой появление так называемого японского экономического чуда, которое характеризовалось, в первую очередь, выпуском качественной продукции.

Учитывая всё вышеперечисленное, можно сделать следующий вывод, что в Российской Империи в середине XIX века действовала большая общественная инициатива, занимавшаяся ведением дел общественной в целом значимости, то есть, фактически, представлявшая некую альтернативную государственность со своей культурной средой, экономической деятельностью. Например, в среде старообрядческих общин была распространена выдача займов, основанная на совести, доверии и чести (Д.П. Шелехов. Путешествия по русским просёлочным дорогам. СПб., 1842. С.27,39—40). Кредитно-финансовая система старообрядцев работала в интересах сложившейся общности, в отличие от официальной государственной системы, которая работала на интересы дворянства. При этом основным кредитором российского правительства являлись иностранные банкиры. Соответственно этому, государственная власть, а равно и само государство, были подвязаны к интересам кредиторов, и частично утрачивали суверенитет в экономическом пространстве (см. Н. Стариков «Как Ротшильд русского царя шантажировал» https://nstarikov.ru/blog/1829).

Вот этот мир, пребывавший в скрытом виде внутри Российской империи, и вырвался на поверхность в результате событий 1917 года. Причем февральские и октябрьские дни при всей своей важности имели все же верхушечное значение. Впоследствии широко разрекламированные, эти революции носили характер столичных переворотов. Они еще не затрагивали глубинных народных пластов, лишь послужив катализатором к грядущему.

Какую роль старообрядцы сыграли в революциях начала ХХ века?

С развитием капитализма в мире, он стал проникать так же и на территорию Российской империи. В этот период особую активность проявили выходцы из старообрядческих общин. Занимаясь торговым, производственным (основание мануфактур во многих губерниях страны) и банковским делами некоторые из них постепенно превратились в видных «капиталистов» (берём в скобки, поскольку многие из них выросли на основе общинной старообрядческой этики) того времени. Вот что об этом сообщает ресурс RUPOSTERS:

Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Марковы, Мальцевы, Гучковы, Трындины, Третьяковы… По данным Forbes, совокупное состояние этих семей на начало XX века составляет около 150 млн золотых рублей (не все из них вошли в рейтинг). На сегодняшний день общий капитал этих семей мог бы составлять 115,5 миллиардов рублей.

«Меня всегда поражала одна особенность — пожалуй, характерная черта всей семьи, — это внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских, но и общественных каждому было отведено своё место по установленному рангу, и на первом месте был старший брат, с коим другие считались и в известном смысле подчинялись ему», — вспоминал один из богатейших предпринимателей Михаил Рябушинский в мемуарах Павла Бурышкина «Москва Купеческая».

Образчиком экономико-социальной культуры старообрядцев может служить Никольская мануфактура «Саввы Морозова и Ко». Пока Комитет министров Александра II решал, что делать с периодическими вспышками холеры на заводах численностью более 1000 рабочих, Морозов в начале 1860-х основал собственную деревянную больницу на 100 коек. Вскоре лечебные учреждения появились при всех его заводах: четыре больницы обслуживали почти 6,5 тыс. рабочих-ткачей. На них Морозов тратил в среднем 100 тысяч золотых рублей в год. Позже государство начнёт обязывать все мануфактуры строить свои больницы.

image13Проходная на мануфактуру Красильщиковых http://licetjovi.livejournal.com/748815.html

В конце XIX века рабочие мануфактуры семьи потомков староверов Красильщиковых были поголовно безграмотны. В 1889 году при фабрике открывается начальное училище. Там обучались как сами заводские работники, так и члены их семей. За 10 лет число неграмотных мужчин на фабрике снизилось до 34% (1901 год), а к 1913 году неграмотных осталось всего 17%. В начале XX века фабричные школы обучали и женщин, сократив количество безграмотных с 88% до 47%. И это при действии «указа о кухаркиных детях».

Общины старообрядцев вкладывали деньги в богадельни, народные дома — чайные на 400 человек с библиотеками, выставками. У тех же Красильщиковых подобный дом находился в Родниковском районе, там проходили собрания различных обществ и предпринимателей» (https://ruposters.ru/news/27-06-2017/idealnye-kapitalisti).

Помимо коммерческой деятельности представители старообрядческого купечества вносили свой вклад и в развитие культурного наследия:

  1. Московский Художественный театр. Основан в 1898 году. Одним из основателей был К.С. Станиславский — известный русский театральный режиссёр.

image14http://www.etoretro.ru/pic96129.htm?position=133&sort=DESC&sort_field=image_date&y1=1842&y2=1902

  1. Санкт-Петербургская консерватория. Основана в 1861 году. Одним из основателей был Громов Василий Федулович (по роду деятельности — лесопромышленник).

image1http://classical-music.ru/node/53

  1. Государственная Третьяковская галерея. Основана в 1856 году купцом Павлом Третьяковым.

image3http://www.tretyakovgallery.ru/upload/resize_cache/iblock/e4d/9999_500_1/e4d1bc07a2d50dc60b6ca2bf096dc623.jpg

Часть 3

Основная группа старообрядческих купцов расположилась в Москве. Оттуда она продавливала свои коммерческие и политические интересы, сталкиваясь при этом с другими группами из Петербурга, которые, в свою очередь, отстаивали свои интересы, а некоторые из них — интересы иностранного капитала. Ярким примером такого противостояния может послужить снижение таможенных пошлин на ввозимые из-за границы иностранные товары (см. Заседание экспертной комиссии по статьям тарифов о бумажной пряже и тканях. 28 ноября 1867 года//РГИА. Ф. 1244. Оп. 16. Д.1. Ч.1. Л. 700). Таможенные споры завершились победой правительственных чиновников, что вызвало определённый общественный резонанс. Это случилось по причине отсутствия устойчивых позиций у старообрядцев в чиновничьих кругах. И это только один из примеров.

Однако в вопросах управления делами общественной в целом значимости в этот период дееспособность монархической бюрократии на самом низком уровне, по какой причине главной угрозой становится развал института государственности Русской цивилизации и революционная смена формы правления, т.е. очередная смута.

http://inance.ru/2017/07/rus-20-vek/

В статье «История России XX века: от дореволюционной к предреволюционной» мы писали о том, что в России к 1911 году действовали следующие социальные группы:

  • монархисты,
  • иерархия РПЦ,
  • знахари,
  • многопартийные либерал-демократы (несколько групп),
  • марксисты-большевики (представлены несколькими группами),
  • марксисты-троцкисты (также представлены несколькими группами),
  • масоны представлены во всех группировках.

Старообрядцев в этом перечне можно отнести к знахарской группе, противостоящей иерархии РПЦ на идеологическом поле, но отличающейся от дохристианских староверов тем, что ими исповедуется всё же одно из течений христианства, а не древнее многобожие, хотя среди старообрядцев и могли быть растворены потомки дохристианских староверов, принявших христианство старообрядчества.

Старообрядцы, противостоя и иерархии РПЦ, монархистам и либерал-демократам, однако не спешили примкнуть и к марксистам, хотя чисто организационно были ближе именно к ним — они на практике внутри своей социальной группы реализовывали принципы общинности. В этом смысле они идеологически были ближе к марксистам-большевикам, нежели к троцкистам, что сыграло свою роль в будущем.

Однако к началу XX века противостояние группировок в Российской империи накачивало революционную ситуацию и в тех условиях не было никакой возможности страообрядцам сойтись с большевиками, несмотря на их некоторое идейное родство. Всё же старообрядцы были капиталистами, хотя их интересы и сталкивались с коммерческиим интересам правящей верхушки.

Например, после отмены таможенных пошлин, товары мануфактур, основанных выходцами из старообрядчества, стали неконкурентными, из-за чего пришлось сократить издержки на содержание и оплату труда работников. Старообрядцы здесь не стали исключением. Руководители мануфактур уже были заняты не интересами большинства, а более — интересами своих капиталов.

Всё это усиливало рост революционных настроений в обществе. Масоны активно готовятся к ликвидации монархии и взятию власти в России. Правящая бюрократия пронизана масонством и недееспособна как в правлении, так и в противодействии заговору, корни которого — в Великобритании.

Первым крупным ударом, когда противостояние достигло своего апогея, стал 1905 год и Революция 1905 — 1907 годов, или, как её ещё называют, Первая русская революция, что, на наш взгляд, не совсем верно. Это скорее была первая «цветная революция» в России. Подробнее об этом читайте статью «9 января 1905 — провокация, ставшая историей» (http://inance.ru/2017/01/9-yanvarya-1905/).

http://inance.ru/2017/01/9-yanvarya-1905/

По её окончании была создана законодательная дума с монархией во главе, призванная найти компромисс между враждующими группировками. Но положение после прошедших потрясений сильно не изменилось: группировки продолжали отстаивать свои интересы.

К началу XX века бурный рост капитализма сделал рабочее движение одним из главнейших факторов внутрироссийской жизни. Экономическая борьба рабочих и государственное развитие фабрично-заводского законодательства вели совместное наступление на произвол работодателей. Контролируя этот процесс, государство пыталось сдерживать опасный для страны процесс радикализации растущего рабочего движения. Но в борьбе с революцией за толпу оно потерпело сокрушительное поражение. В первую очередь, потому, что власть отвернулась от народа, ещё при царе Александре III, подписавшем «указ о кухаркиных детях», который отсекал огромные массы талантливых людей от возможности реализовать свой потенциал, став грамотными. Это главная трагедия Российской Империи, проигравшей войну «за учебной партой» Японии, давшей во время Реставрации Мейдзи в 1863 году возможность получать образованию любому желающему.

В феврале 1917 году всё это вылилось в Февральскую буржуазную революцию, результатом которой стала победа союза московского купечества, либерал-демократов и масонов, представленных во всех этих социальных группах: монархическое правительство вместе с императором Николаем II было насильно отстранено от власти. Руководство страны взяло на себя Временное правительство.

А что же народ? Народ не устраивало ни правление Николая II, ни правление Временного правительства. Сложившаяся на тот момент культура в России лишала его каких-либо перспектив. Если бы сохранилось наследие, которое было до Первой мировой войны, то существование России было бы под большим вопросом. Деревня нищала, несмотря на образование такого сословия, как кулаки. Условия труда на заводах были плохими. Правящая «элита» жила на всём готовом. Большинство технологически сложного оборудования производилось из иностранных комплектующих.

В итоге, в октябре 1917 года, состоялась Великая Октябрьская социалистическая революция, которая подвела окончательную черту в противоборстве сил. К власти пришёл В.И. Ленин, который решил построить социализм в отдельно взятой стране на основе учения К. Маркса.

Как и в XVII веке, за описанными выше событиями стояли не только публичные группы, такие, как московская купеческая группа и петербургская правительственная группа. За обеими группами, осознавали они это или нет, стояли силы, заинтересованные в свержении в России монархии и установления в ней марксистского учения с дальнейшим разжиганием мировой революции для преодоления кризиса, который порождал капитализм. Эти силы умело разыграли карту революции, используя множество структур для достижения своей цели: масонство, различные финансовые группы (московская группа капиталистов из старообрядческой среды не исключение), партии и пр. Но, как говорил А.С. Пушкин:

«…не дано ему предугадать случая — мощного, мгновенного орудия Провидения»

Когда же государственно-общественный коллапс стал для всех явью, многие кинулись искать и осмыслять причины случившейся катастрофы. Задавались вопросом: как Россию могла постигнуть такая ужасная участь? Почему значительная часть русского народа осталась равнодушной к судьбе своей Родины? Удивляла та легкость, с которой произошло расставание с монархией, просуществовавшей триста лет. Ещё больше поражало безразличие по отношению к церкви: надругательство над ней не вызвало повсеместной волны негодования.

Все эти сюрпризы истории перестают восприниматься таковыми и приобретают свою железную логику, если рассматривать их в качестве не только политической многоходовки заправил марксистских орденов, но и в качестве некоего завершающего рывка русской реформации, подспудно тлевшей в народных старообрядческих пластах. Только эта незамеченная реформация в новых условиях проявилась уже не в религиозном, а в социальном ключе. К тому же выстраиваясь вокруг не частной, а общественной собственности старообрядцев, с соответствующей коллективистской психологией. Такое понимание жизни было навеяно не марксистской теорией, а питалось образом мысли, присущего старообрядцам, не связывавших перспективы с буржуазными ценностями.

С другой стороны, люди из русских низов, наполнившие партию, не собирались обслуживать мировую революцию. Они жаждали построения коммунизма, или, иначе, «Царства Божьего на земле», не где-то в далеких странах, а у себя на Родине. Эта реальность, поднявшаяся из народных глубин, стала теперь не просто хорошо различимой, а определяющей в формировании «лица» советского строя.

И Россия, по прошествии некоторого времени, встала на путь построения настоящего социализма с большевистским подходом к делу, который нашёл отклик в душах многих старообрядцев, особенно после того, как власть перешла в руки И.В. Сталина и его сторонников.

Каков вклад представителей старообрядчества в становление СССР?

После взятия власти в стране В.И. Лениным и его гвардией, которую представляли в основном выходцы из иностранной интеллигенции, в стране началась гражданская война. После её завершения и победы в ней большевиков, необходимо было решить, кто будет определять хозяйственную жизнь страны. В правящей партии, которую возглавляют по большей части троцкисты, возникает оппозиция, которая состоит из рабочих, преимущественно выходцев из старообрядческой среды, и имеющая свои взгляды на формирование устройства хозяйства. Наиболее активной поддержкой эта оппозиция пользовалась в индустриальных районах страны, где традиционно широко были представлены старообрядческие круги. Начинается внутрипартийная борьба «ленинской гвардии» и представителей рабочего класса.

Первые попытки предпринять внутренний переворот в партии были предприняты в 1920—1922 годах под руководством А.Г. Шляпникова (30 августа 1885 — 2 сентября 1937 года, занимал должность Народного комиссара труда РСФСР). Но эти попытки провалились, т.к. рабочий класс был достаточно слаб, уступая, в том числе, по численности состава в партии.

К 1927 году численность представителей рабочего класса в партии достигает полумиллиона, благодаря трём ленинским призывам рабочих в партию, организованных во многом, благодаря стараниям И.В. Сталина. Но как выяснилось, рабочие, призванные в партию, были настроены к правящей в партии троцкистской «интеллигенции» ещё более агрессивно, чем те, кто пытался произвести переворот в начале 20-х годов. Троцкистская верхушка пыталась реализовать новую экономическую политику (НЭП), основываясь на частной собственности и иностранном капитале, что расходилось со взглядами рабочих.

В итоге, в конце 20-х годов, у «руля» страны встал И.В. Сталин, который начал проводить политику большевизма — искреннего стремления выразить и воплотить в жизнь долговременные стратегические интересы трудового большинства, желающего, чтобы никто не паразитировал на его труде и жизни

image5Плакат со Сталиным времён СССР. http://22-91.ru/foto-vremen-sovetskogo-soyuza/plakat-stalin—nash-rulevojj-1090.html

Началось постепенное переформатирование идей партии. Была запущена первая пятилетка и программа всеобщего образования населения. В это время внутрипартийное противостояние вышло на новый уровень, и в 1937 году противостояние закончилось зачисткой партии от враждебных элементов.

Несмотря на все заслуги и таланты Иосифа Виссарионовича, он был не в состоянии провести изменения в стране в одиночку. Для этого ему нужны были кадры, способные воплотить все идеи в жизнь.

image7http://img-fotki.yandex.ru/get/6412/25039684.d/0_a7725_b65fe6b6_L.jpg

И выходцы из старообрядчества сыграли в формировании сталинских кадров одну из ключевых ролей, т.к. их менталитет содержал в себе общинные принципы ведения хозяйства и соблюдение интересов большинства (подробнее об этом см. А.В. Пыжиков «Корни сталинского большевизма»). Ниже мы приводим небольшой перечень известных советских руководителей со старообрядческими корнями. Отметим также, что большинство из них было выходцами из среды беспоповцев.

  • Калинин Михаил Иванович (7 (19) ноября 1875 г. — 3 июня 1946 г.) — российский революционер, советский государственный и партийный деятель, «всесоюзный староста». Занимал должности Председателя ЦИК СССР от РСФСР (30 декабря 1922 г. — 12 января 1938 г.), Председателя Президиума Верховного Совета СССР (17 января 1938 г. — 19 марта 1946 г.), Председателя Всероссийского ЦИК (30 марта 1919 г. — 15 июля 1938 г.);
  • Ворошилов Климент Ефремович (23 января (4 февраля) 1881 г. — 2 декабря 1969 г.) — российский революционер, советский военачальник, государственный и партийный деятель, участник Гражданской войны, один из первых Маршалов Советского Союза. Занимал должности Председателя Президиума Верховного Совета (15 марта 1953 г. — 7 мая 1960 г.), Народного комиссара по военным и морским делам СССР (6 ноября 1925 г. — 20 июня 1934 г.), Народного комиссара обороны СССР (20 июня 1934 г. — 7 мая 1940 г.);
  • Булганин Николай Александрович (30 мая (11 июня) 1895 г. — 24 февраля 1975 г.) советский государственный деятель. Занимал должности Председателя правления Государственного банка СССР (31 марта 1958 г. — 15 августа 1958 г.), Министра обороны СССР (15 марта 1953 г. — 9 февраля 1955 г.), Министра Вооружённых Сил СССР (3 марта 1947 г. — 24 марта 1949 г.), Председателя правления Государственного банка СССР (12 октября 1940 г. — 23 мая 1945 г.), Председателя правления Государственного банка СССР (2 октября 1938 г. — 17 апреля 1940 г.), Председателя СНК РСФСР (22 июля 1937 г. — 17 сентября 1938 г.);
  • Устинов Дмитрий Фёдорович (17 (30) октября 1908 г. — 20 декабря 1984 г.) — советский военачальник и государственный деятель. Маршал Советского Союза (1976 г.). Дважды Герой Социалистического Труда (1942, 1961), Герой Советского Союза (1978 г.). Занимал должности Министра обороны СССР (29 апреля 1976 г. — 20 декабря 1984 г.), Первого заместителя Председателя Совета Министров СССР (13 марта 1963 г. — 26 марта 1965 г.), Председателя ВСНХ Совета Министров СССР (13 марта 1963 г. — 26 марта 1965 г.), Министра оборонной промышленности СССР (15 марта 1953 г. — 14 декабря 1957 г.), Министра вооружения СССР (19 марта 1946 г. — 15 марта 1953 г.), Народного комиссара вооружения СССР (9 июня 1941 г. — 19 марта 1946 г.);
  • Маленков Георгий Максимилианович (26 декабря 1901 г. (8 января 1902 г.) — 14 января 1988 г.) — советский государственный и партийный деятель. Занимал должность Председателя Совета Министров СССР (5 марта 1953 г. — 8 февраля 1955 г.). Курировал ряд важнейших отраслей оборонной промышленности, в том числе создание водородной бомбы и первой АЭС в мире. Фактический руководитель Советского государства в марте — сентябре 1953 года;
  • Ежов Николай Иванович (19 апреля (1 мая) 1895 г. — 4 февраля 1940 г.) — советский партийный и государственный деятель. Занимал должности Народного комиссара внутренних дел СССР (26 сентября 1936 г. — 25 ноября 1938 г.), Народного комиссара водного транспорта СССР (8 апреля 1938 г. — 9 апреля 1939 г.).

image2Л.П. Берия., И.В. Сталин, Г.М. Маленков. https://forums-su.com/viewtopic.php?f=194&t=723027

Таким образом, после прохождения колоссальных по своим масштабам преобразований, страна смогла запустить свою промышленность, создать социальные лифты для каждого гражданина, выиграла Великую Отечественную войну и вышла в Космос.

Современное старообрядчество: состояние и перспективы

До 2017 года старообрядчество для большинства жителей нашей страны оставалось и пока остаётся загадкой. Интерес в обществе к данному явлению постепенно начинает проявляться, в особенности после того, как глава нашего государства В.В. Путин дважды встретился с официальными лицами РПСЦ. Подробнее об этом наши читатели могут узнать на официальной странице церкви в интернете (http://rpsc.ru/news/s_prezidentom_rf/ и http://rpsc.ru/news/presidents_visit/). Об этой встрече мы писали в первой части статьи.

http://inance.ru/2017/05/staroobrjadchestvo/

Мы считаем, что это обращение внимания на старообрядчество главы нашего государства нацелено на то, чтобы размыть монополию Русской Православной Церкви на идеологическую нишу, которую она с конца 1980-ых усиленно пытается занять. И это хорошо.

Если беспоповство до сих пор из-за своей размытости и закрытости пока трудно оценить, то для того, чтобы понять основы, на которых держится современное старообрядчество-поповство, обратимся к современному Уставу РПСЦ, а точнее к пункту 1.4:

«1.4 Основами вероучения Церкви являются Священное Писание (канонические книги Ветхого (выделено нами при цитировании) и Нового Заветов) и Священное Предание (учение Святых апостолов, Святых вселенских и поместных соборов, Святых отцов)» (http://rpsc.ru/docs/ustav-rspc/).

Книга Ветхого Завета, являющаяся основой экономической доктрины скупки мира (http://inance.ru/2017/06/rost/), включена иерархией РПСЦ в перечень священных книг, на основе которых церковь строит свою деятельность. А это означает, что и сама РПСЦ вписана в западный (библейский) проект, который направлен против всего человечества.

Для внесения некоторой ясности попробуем отследить ключевые изменения идеологии Русской православной церкви (напоминаем нашим читателям, что беспоповство к церкви отношения не имеет), начиная с 988 года:

  • 1 этап — внедрение арианского христианства на территории Руси;
  • 2 этап — преобразование христианства: изменение символа веры, согласно которому Иисус единосущ с Богом-отцом, а также появление распятия (арианский крест не предусматривает распятия);
  • 3 этап — раскол церкви на две ветви: старообрядческую и никонианскую;
  • 4 этап — появление в вероучении обеих ветвей Ветхого Завета.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что перспективы старообрядческой церкви быть неким духовным центром для русских (здесь слово «русский» употреблено в смысле принадлежности к Русской цивилизации) людей, отсутствуют.

Идея справедливости является своеобразным «генетическим кодом» Русской цивилизации, который складывался тысячелетиями. Ветхий Завет, наоборот, идею справедливого жизнеустройства отвергает, навязывая вместо неё идею порабощения небольшой группой людей народов мира от имени Бога.

А вот явление беспоповства, как общение с Богом без посредников через молитву и язык жизненных обстоятельств, имеет неплохие перспективы стать помощником людям на пути построения единой человеческой цивилизации, основой в которой, в первую очередь, будет искренняя Любовь к ближнему своему и окружающему миру, а проявлением — общинный характер жизни. И не обязательно для этого быть выходцем из старообрядческой среды. Старообрядцы-беспоповцы являются тем ярким примером, который был продемонстрирован всему миру во времена сталинского СССР — построение справедливого общества возможно усилиями самих людей. Ведь не зря, просмотрев около 50 советских фильмов той эпохи, кто-то из представителей Запада заявил — это другая цивилизация!

Материалы:

А.В. Пыжиков «Корни сталинского большевизма»

https://www.youtube.com/watch?v=7GkN06y3YB8

Сайт Русской Православной Старообрядческой Церкви

http://rpsc.ru/

Идеальные капиталисты: как вера помогала богатеть русским старообрядцам

https://ruposters.ru/news/27-06-2017/idealnye-kapitalisti

Н. Стариков «Как Ротшильд русского царя шантажировал»

https://nstarikov.ru/blog/1829

По вере вашей да будет вам…

http://dotu.ru/2010/03/29/20100329_according-to-your-faith/

Заседание экспертной комиссии по статьям тарифов о бумажной пряже и тканях. 28 ноября 1867 года//РГИА. Ф. 1244. Оп. 16. Д.1. Ч.1. Л. 700

Комментарий Александра к первой части

http://inance.ru/2017/05/staroobrjadchestvo/