Статья о деградации партийной системы власти.
Все последнее время белорусские партии все чаще становятся предметом критики. Иногда высказываются мнения, что Беларуси и вовсе не нужны политические партии, ведь рейтинг белорусских партий крайне низок. Является ли такое удручающее положение партий сугубо белорусской проблемой или это- общемировой тренд? Может ли Беларусь позволить себе отказ от партийной системы или, возможно, именно белорусский опыт развития партийной системы в скором времени будут активно перенимать другие страны?
Кто хочет стать депутатом?
Стать белорусским депутатом нелегко. Окончательно список кандидатов утвердят 11 августа, однако уже на 110 мест в Палате Представителей претендуют 630 человек. [1]. Так что конкурс на одно депутатское место может сравниться с конкурсом в наиболее престижные вузы- почти 6 человек на место!
На пути к депутатскому мандату надо не только завоевать симпатии электората, но и пройти сито отбора. И тут у того, кто решил стать кандидатом в депутаты три варианта выдвижения: выдвигаться от трудового коллектива, от политической партии или самостоятельно собирать подписи. Выдвигаться от политической партии намного проще — ведь при самостоятельном выдвижении надо собрать не менее 1000 подписей, тогда как партия может насчитывать минимум тысячу членов и выдвигать неограниченное число кандидатов.
Надо сказать, что политические партии этой возможностью воспользовались – от одной только ЛДПБ выдвинули 90 кандидатов. Другие партии выдвинули меньше претендентов на депутатское кресло, однако существенно увеличили свою активность в сравнении с прошлыми кампаниями.
Однако, как показывает опыт предыдущих выборов, партийные кандидаты составляют ничтожную долю депутатов нижней палаты парламента. В парламенте второго созыва из 110 депутатов партийных было 14 (6- от КПБ, 4- от Аграрной партии, по одному депутату от Либерально-демократической партии, Социально-спортивной партии, партии труда и справедливости и партии народного согласия).
В Палате Представителей третьего созыва число партийных депутатов сократилось до 12, к тому же, представительство стало менее разнообразным (восемь депутатов от КПБ, трое- от Аграрной партии, один- от Либерально-демократической партии).
В нижней палате парламента четвертого созыва представителей партий было всего лишь семеро, из которых 6 коммунистов и один представитель Аграрной партии. В Палате Представителей пятого созыва число партийных депутатов сократилось до четырех: два представителя КПБ, по одному представителю Партии труда и справедливости и аграрной партии.
Таким образом, за 16 лет численность партийных депутатов Палаты Представителей сократилась в 3, 5 раза, количество партий, представленных в нижней палате белорусского парламента, сократилось с шести до трех.
Выборы являются «моментом истины» для политиков. Учитывая то, что партийные депутаты все реже одерживают победу на парламентских выборов неудивительно, что все чаще слышны разговоры о кризисе белорусской многопартийности.
Рейтинг на уровне погрешности
В 2012 году белорусские социологи провели исследования, результат которых вполне может огорчить сторонников политических партий: лишь 9 % населения страны доверяло политическим партия, не доверяло 39%. В том случае, если Беларусь ввела бы выборы в парламент по «партийным спискам», то треть белорусов проголосовала бы против политических партий, а около двух третей опрошенных вообще отказались не пошли бы на избирательный участок, поскольку ничего не знают о политических партиях. Весной 2012 года только Либерально-демократическая партия могла похвастаться рейтингом выше одного процента, один процент составлял рейтинг «Белорусской социал-демократической Громады», рейтинг остальных партий составлял доли процента [2].
Через два года социологи вновь оценили степень доверия белорусов политическим партиям. На сей раз преодолеть уровень социологической ошибки (плюс-минус один процент) удалось уже двум партиям- КПБ и Партии труда и справедливости. Рейтинг остальных партий оказался ниже уровня социологической ошибки [3].
Поскольку социологи год за годом приходят к выводу о низком уровне доверия белорусов к политическим партиям, неудивительно, что директор Института социологии НАН РБ Игорь Котляров так часто говорит о кризисе белорусских партий.
По мнению социолога, белорусские партии переживают три кризиса:
Кризис доверия- люди все меньше доверяют политическим партиям, в чем можно убедиться на материалах социологических исследований.
Кризис лидерства-в руководстве политических партий не хватает ярких личностей.
Кризис идеологической идентичности. Идейная платформа большинства партий
представляется социологу аморфной и расплывчатой. Партии не генерируют новые смыслы, при многих партиях отсутствуют работающие «мозговые центры» [4].
Но является ли такое удручающее положение лишь белорусской особенностью?
«Республиканка Клинтон» и партии олигархов
Белорусы не одиноки в своем недоверии к политическим партиям. Например, только 14% австралийцев доверяют политическим партиям [5].
Довольно низким доверие к политическим партиям в странах ЕС, как можно видеть на диаграмме:
Можно заметить, что белорусские девять процентов доверия политическим партиям- это вполне европейский показатель, на уровне Португалии или Польши. Следовательно нет объективного повода говорить об “ущербности” белорусских партий в сравнении с европейскими.
В ходе эконометрических исследований в 46 странах мира изучалась степень доверия к 14 институтам, среди которых, помимо партий, фигурировали пресса, армия, правительство, парламент и т.д. Только в двух странах -Вьетнаме и Китае опрошенные выразили уверенное доверие к политическим партиям (что неудивительно учитывая руководящую роль компартий в этих странах), в 22 странах ответ был между «скорее доверяю» и «скорее не доверяю», в оставшихся 22 странах ответы респондентов расположились между «скорее не доверяю» и «полностью не доверяю» [6].
Таким образом, политические партии теряют доверие не только в Беларуси. Можно говорить о глобальной потере доверия политическим партиям.
Причин такого утраты доверия несколько. Некоторые из них связаны с изменениями в обществе, а некоторые- с перерождением политических партий.
Во-первых, в современном обществе произошли изменения-прежние социальные общности, такие как пролетариат или буржуазия перестали быть монолитными. Партии массового типа начали утрачивать привязку к социальным группам: не удивительно, когда рабочие голосуют за правые партии, а буржуазия поддерживает социал-демократов, хотя лет сто назад такое было трудно представить. Точно также никого не удивляет, что представительница демократической партии Хиллари Клинтон предлагает республиканскую по своему содержанию программу на президентских выборах в США.
Во-вторых, изменилась сама функция партий. Партии постепенно перестали играть роль адвоката масс перед органами власти. Теперь люди научились защищать свои интересы и без помощи партий- зачем выходить на улицу под партийными флагами, если можно создать петицию на Change.org или отправить письменное обращение.
В-третьих, происходит «американизация» политических партий. Партии массового типа уходят в прошлое, партийная элита постепенно отдаляется от рядовых членов.На место идейных “борцов за светлое будущее” приходят прагматичные менеджеры, готовые подороже продать партийную поддержку заказчику.
В-четвертых, партии постепенно утрачивают самостоятельность. Все чаще партии становятся инструментом реализации интересов политических и экономических элит. И тогда возникают «партии власти» и партии, которыми управляют крупные финансово-промышленные группы, а то и зарубежные спонсоры. Естественно, что для таких партий цель — реализация интересов элитного заказчика, рядовые члены партии- «пушечное мясо» в электоральной борьбе, а электорат- овцы, которых нужно загнать на избирательный участок, чтобы они проголосовали за нужного кандидата.
В-пятых, нишу политических партий постепенно занимают общественные движения и сетевые структуры, создаваемые непосредственно перед выборами. В связи с этим можно вспомнить успех таких сетевых структур как «Правый сектор», «Пора» на фоне слабости традиционных политических партий.
В-шестых, хоть партии и являются символом демократии, в современных партиях можно заметить нарастающую борьбу между олигархическими и демократическими тенденциями. К сожалению, олигархический вариант все чаще одерживает победу. В итоге вся полнота власти уходит в «центр», а от низовых структур зависит все меньше.
Таким образом, можно говорить не о кризисе партий, а о глобальном кризисе политики, а утрата партиями доверия- один из симптомов этого кризиса. Средний гражданин все меньше влияет на принятие политических решений. Люди понимают, что они интересны партиям и политикам лишь в период выборов, когда нужно собрать подписи и голоса за определенного кандидата.
На смену иллюзии демократии в странах с давней партийной историей приходит олигархия, когда вся полнота политической и экономической власти будет сконцентрирована в руках элит (финансово-промышленные группы, ТНК и т.д.).
На такую угрозу граждане реагируют снижением интереса к политической жизни и ростом недоверия к политическим институтам. Особенно сильное разочарование вызывают политические партии, которые за каких-то полвека, на глазах одного-двух поколений превращаются из защитника интересов широких масс в инструмент реализации интересов элиты.
Какие партии нам нужны?
Председатель ЦИК Лидия Ермошина недавно выразила надежду на то, что в Беларуси начала развиваться политическая система [7].
Но в каком направлении будет развиваться белорусская партийная система?
Путь олигархизации, путь сращивания с финансово-промышленными группами и превращения партии в инструмент внешних сил является тупиковым, что заметно на опыте зарубежных партий. Идя по этому пути, партии постепенно отмирают и уступают дорогу электоральными кластерами. Электоральные кластеры представляют собой формальные и неформальные сети, участники которых используют выборы для узких групповых целей, зачастую противоположных целям всего общества [8].
Следовательно, нужен другой путь развития партий, который учитывал бы традиции белорусского общества, негативный и позитивный мировой опыт и способствовал бы консолидации общества, а не разобщению по партийному признаку. Как известно, «свято место- пусто не бывает» и отсутствие эффективных партий в политическом пространстве может дать пространство для создания электоральных кластеров, «заточенных» под корыстные интересы заказчиков, среди которых вполне вероятно будут фигурировать и зарубежные «кукловоды».
Развитая партийная система послужит противоядием против столь популярных в последнее время сетевых методов манипулирования голосами избирателей и, следовательно, станет важным инструментом защиты суверенитета страны и поддержания стабильного развития белорусского общества.
Отталкиваясь от таких рамок можно предположить следующие элементы партийного строительства в Беларуси.
Во-первых, партии должны строиться «снизу», желательно, опираясь на развитую сетевую структуру. Наиболее активные и способные представители сетевой структуры могут образовать костяк партии. Модель отношений в партии должна эволюционировать от пирамидальной структуры в сторону сетевой структуры.
Во-вторых, партия должна избегать того, чтобы играть на классовых, национальных или религиозных противоречиях, как бы это не казалось привлекательным. Партии подобного рода не получат народного одобрения и станут политическими маргиналами.
В-третьих, партии должны объединять профессионалов, а не просто желающих попасть во власть. Необходимо создание работающих «фабрик мыслей» при партиях. Партии должны активнее производить смыслы и идеи.
В-четвертых, партии должны выполнять роль «социального лифта» для наиболее одаренных ее представителей. Именно из таких людей получаются яркие партийные лидеры. Продвижение по партийной иерархии должно осуществляться с учетом заслуг и способностей человека.
В-пятых, партии должны поддерживать тесную связь с населением и вспоминать о избирателях не только перед выборами.
Если в Беларуси удастся создать действенную партийную систему, то, как знать, возможно и другие страны захотят перенять белорусский опыт партийного строительства?
Источники:
- ВЫБОРЫ-2016: Кандидатами в депутаты в Беларуси выдвинуто 630 человек
- Политические партии Беларуси: миф или реальность?
http://socio.bas-net.by/be/artdetailed.php?id=28 - Рейтинг популярности белорусских политических партий
http://belarus24.by/news/rejting-populyarnosti-belorusskih-politicheskih-partij-26552
- Роль политических партий в избирательной кампании в местные Советы депутатов
- Loss of trust in political parties and institutions an urgent wake up call
- Моделирование доверия населения к основным социальным и политическим институтам:
сравнительный эконометрический анализ
https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/76410213
- ВЫБОРЫ-2016: Партийная политическая система начала развиваться в Беларуси — Ермошина
- ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА: ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ К ЭЛЕКТОРАЛЬНЫМ КЛАСТЕРАМ (ИЗ ОПЫТА США И РОССИИ)
***
Дополнительно: Александр Нотин о конце партийной идеологии (10.02.2016) - Журнал